Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 16 Next Page
Page Background

А. В. ВАМПИЛОВ

6

Вампилов

с

несвойственной

ему

резкостью

и

категоричностью

сказал

: «

Пьесу

осудили

люди

устаревшие

,

не

понимающие

и

не

знающие

молодёжь

.

А

мы

такие

вот

!

Это

я

,

понимаете

?!

Зарубежные

писатели

писали

о

«

потерянном

поколении

».

А

разве

в

нас

не

произошло потерь

Пьеса

«

Утиная

охота

»

написанная

в

1968

г

. –

самая

горькая

,

самая

безотрадная

пьеса Вампилова

,

и

характер

главного

героя

Зилова

итог намеченного ранее

.

Когда

Вампилов

писал

«

Утиную

охоту

»,

ему

было

тридцать

лет

,

и

герою

его

,

по

ремарке

автора

, «

около

тридцати

».

Таким

образом

,

Зилов

оказался

ровесником

драматурга

и

,

во

всяком

случае

,

принадлежал

к

одному

с ним поколению

.

«

Утиная

охота

»

построена

как

исповедь

,

которая

длится

ровно

столько

времени

,

сколько

длится

пьеса

,

представляя

жизнь

героя

в

ретроспективной

последовательности

из

глубин

двухмесячной

давности

до

сего дня

.

Здесь

снова

в

завязке

пьесы

злой

розыгрыш

.

Друзья

посылают

Зилову

на

дом

траурный

венок

и

,

пожалуй

,

не

зря

:

переглядывая

свою

жизнь

,

он

будто

хоронит

себя

.

Слов

нет

,

приятели

обошлись

с

ним

безжалостно

,

но

этот

«

черный юмор

»

спровоцирован

им

самим

.

Центральный

персонаж

«

Утиной

охоты

»,

Виктор

Зилов

в

полной

мере

отвечает

характеристике

«

герой

нашего

времени

».

В

глазах

этого

тридцатилетнего

человека

небрежность

и

скука

,

уверенность

в

своей физической

полноценности

и

ранняя

душевная

усталость

.

Будто

от

лет

мальчишества

он

сразу

вступил

в

старость

души

,

миновав

зрелость

.

Так

кто же он

такой

герой или ничтожество

,

палач или жертва

?

Быт

,

которым

живут

в

его

кругу

,

тяжел

и

скучен

,

он

подавляет

своей

изведанностью

,

цинизмом

или

лицемерием

.

Но

сам

Зилов

,

способный

подняться

над

бытом

, –

его

часть

.

Не

он

ли

создает

условия

для

своей

гибели

?

Липовая

статья

на

работе

,

уход жены

, –

всё им же

подогрето

и

спровоцировано

.

А

всё

оттого

,

что

он потерял

(

или

не

успел

найти

?)

смысл

,

оправдание жизни

.

Другой

бы

прожил

,

о

том

не

задумываясь

,

Зилов

так

не

может

.

Но

не

найдя

,

ради

чего

жить

,

он

теряет

себя

,

становится

пошловатым

потребителем

.

Ему

остаются

разве

что

какое

-

то

механическое

изживание

суток

,

редкие

подстегивания

себя

,

своего

вялого

душевного

тонуса

выпивкой

и

любовной

интрижкой

да

еще

мечта

об

утиной

охоте

.

Не

вмешиваясь

в

дела

героя

,

не

вынося

ему

поспешного

приговора

,

не

осуждая

,

а

показывая

его

,

Вампилов

сумел

с

редкостным

тактом

выявить

собственное отношение к происходящему

.

Зилов

,

конечно

,

не

жертва

.

Но

он

более

последователен

и

искренен

,

чем

окружающие

его

люди

.

Он

не

«

делает

вид

»,

что

верит

в

ценности

,

которые

для

него

давно

уже

не

имеют

цены

.

Саяпины

,

Кузаков

,

Кушак

и

даже

Галя

в

сущности

,

ничем

не

отличаются

от

Зилова

.

Недаром Кузаков

говорит

: «

В

сущности

,

жизнь проиграна

».

Но

они

предпочитают

притворяться

,

что

всё

в

порядке

.

А

Зилов

идёт

до

конца

,

даже

если

это

и

бьёт

по

нему

самому

.

Единственный

,

кто

подобно

Зилову

,

не

подвержен

никаким

иллюзиям

,

это

Официант

Дима

,

человек

,

который

бестрепетно

«

бьёт

уток

влёт

»

и

спокойно

и

чётко

добивается

поставленных

перед

собой

сугубо

материальных

целей

,

не

отвлекаясь ни на что

лишнее

.

Приверженность

Зилова

к

утиной

охоте

,

его

почти

молитвенное

отношение

к

тишине

и

гармонии

просыпающейся

природы

этот

последний

чистый

островок

в

душе

героя

каким

-

то

чудесным

преображением

авторской

фантазии

становится

тоже

«

сценической

площадкой

»,

единственной

,

куда

не

могли

ступить

ни

«

друзья

»

Зилова

,

ни

женщины

,

которых

он

перебирал

в

надежде

полюбить

.

Конкретное

состояние

любовь

к

природе

и

охоте

,

на

которой

от

волнения

не

мог

сделать

ни

одного

точного

выстрела

,

переходит

в

символический

знак

возможного

,

всегда

возможного

для

человека

пути

к

добру

.

Многозначности

и

ёмкости

этого

символа

не

противоречит

читательское

и