А. В. ВАМПИЛОВ
6
Вампилов
с
несвойственной
ему
резкостью
и
категоричностью
сказал
: «
Пьесу
осудили
люди
устаревшие
,
не
понимающие
и
не
знающие
молодёжь
.
А
мы
‒
такие
вот
!
Это
я
,
понимаете
?!
Зарубежные
писатели
писали
о
«
потерянном
поколении
».
А
разве
в
нас
не
произошло потерь
?»
Пьеса
«
Утиная
охота
»
написанная
в
1968
г
. –
самая
горькая
,
самая
безотрадная
пьеса Вампилова
,
и
характер
главного
героя
Зилова
–
итог намеченного ранее
.
Когда
Вампилов
писал
«
Утиную
охоту
»,
ему
было
тридцать
лет
,
и
герою
его
,
по
ремарке
автора
, «
около
тридцати
».
Таким
образом
,
Зилов
оказался
ровесником
драматурга
и
,
во
всяком
случае
,
принадлежал
к
одному
с ним поколению
.
«
Утиная
охота
»
построена
как
исповедь
,
которая
длится
ровно
столько
времени
,
сколько
длится
пьеса
,
представляя
жизнь
героя
в
ретроспективной
последовательности
‒
из
глубин
двухмесячной
давности
до
сего дня
.
Здесь
снова
в
завязке
пьесы
злой
розыгрыш
.
Друзья
посылают
Зилову
на
дом
траурный
венок
и
,
пожалуй
,
не
зря
:
переглядывая
свою
жизнь
,
он
будто
хоронит
себя
.
Слов
нет
,
приятели
обошлись
с
ним
безжалостно
,
но
этот
«
черный юмор
»
спровоцирован
им
самим
.
Центральный
персонаж
«
Утиной
охоты
»,
Виктор
Зилов
в
полной
мере
отвечает
характеристике
«
герой
нашего
времени
».
В
глазах
этого
тридцатилетнего
человека
–
небрежность
и
скука
,
уверенность
в
своей физической
полноценности
и
ранняя
душевная
усталость
.
Будто
от
лет
мальчишества
он
сразу
вступил
в
старость
души
,
миновав
зрелость
.
Так
кто же он
такой
–
герой или ничтожество
,
палач или жертва
?
Быт
,
которым
живут
в
его
кругу
,
тяжел
и
скучен
,
он
подавляет
своей
изведанностью
,
цинизмом
или
лицемерием
.
Но
сам
Зилов
,
способный
подняться
над
бытом
, –
его
часть
.
Не
он
ли
создает
условия
для
своей
гибели
?
Липовая
статья
на
работе
,
уход жены
, –
всё им же
подогрето
и
спровоцировано
.
А
всё
оттого
,
что
он потерял
(
или
не
успел
найти
?)
смысл
,
оправдание жизни
.
Другой
бы
прожил
,
о
том
не
задумываясь
,
Зилов
так
не
может
.
Но
не
найдя
,
ради
чего
жить
,
он
теряет
себя
,
становится
пошловатым
потребителем
.
Ему
остаются
разве
что
какое
-
то
механическое
изживание
суток
,
редкие
подстегивания
себя
,
своего
вялого
душевного
тонуса
выпивкой
и
любовной
интрижкой
да
еще
мечта
об
утиной
охоте
.
Не
вмешиваясь
в
дела
героя
,
не
вынося
ему
поспешного
приговора
,
не
осуждая
,
а
показывая
его
,
Вампилов
сумел
с
редкостным
тактом
выявить
собственное отношение к происходящему
.
Зилов
,
конечно
,
не
жертва
.
Но
он
более
последователен
и
искренен
,
чем
окружающие
его
люди
.
Он
не
«
делает
вид
»,
что
верит
в
ценности
,
которые
для
него
давно
уже
не
имеют
цены
.
Саяпины
,
Кузаков
,
Кушак
и
даже
Галя
в
сущности
,
ничем
не
отличаются
от
Зилова
.
Недаром Кузаков
говорит
: «
В
сущности
,
жизнь проиграна
».
Но
они
предпочитают
притворяться
,
что
всё
в
порядке
.
А
Зилов
идёт
до
конца
,
даже
если
это
и
бьёт
по
нему
самому
.
Единственный
,
кто
подобно
Зилову
,
не
подвержен
никаким
иллюзиям
,
‒
это
Официант
Дима
,
человек
,
который
бестрепетно
«
бьёт
уток
влёт
»
и
спокойно
и
чётко
добивается
поставленных
перед
собой
сугубо
материальных
целей
,
не
отвлекаясь ни на что
лишнее
.
Приверженность
Зилова
к
утиной
охоте
,
его
почти
молитвенное
отношение
к
тишине
и
гармонии
просыпающейся
природы
‒
этот
последний
чистый
островок
в
душе
героя
каким
-
то
чудесным
преображением
авторской
фантазии
становится
тоже
«
сценической
площадкой
»,
единственной
,
куда
не
могли
ступить
ни
«
друзья
»
Зилова
,
ни
женщины
,
которых
он
перебирал
в
надежде
полюбить
.
Конкретное
состояние
‒
любовь
к
природе
и
охоте
,
на
которой
от
волнения
не
мог
сделать
ни
одного
точного
выстрела
,
‒
переходит
в
символический
знак
возможного
,
всегда
возможного
для
человека
пути
к
добру
.
Многозначности
и
ёмкости
этого
символа
не
противоречит
читательское
и