В конце XIX - начале XX вв. среди купцов Курской гу-
бернии достаточно широкое распространение получила
еще одна форма участия в местной общественной жизни
- благотворительность, или социальная помощь нуждаю-
щимся, и меценатство - поддержка культурных начина-
ний. Этому способствовал ряд условий. В первую очередь
- наличие у купечества свободных финансовых средств,
которые можно было использовать на филантропические
цели. Однако подобное применение первых невозможно
без определенных моральных представлений самих куп-
цов, которые удачно сформулировал В. П. Рябушинский -
«
богатство обязывает
». Не менее четко их идентифици-
ровал московский купец Т. В. Прохоров. Благотворитель-
ность, по его мнению, совершенно необходима человеку,
поскольку наградой делающему добро должно служить
нравственное удовлетворение от сознания, что он живет
«в Боге».
Богатство тогда хорошо
, - отмечал Прохоров, -
когда человек, приобретая его, сам совершенствуется
нравственно, духовно, когда он делится с другими и при-
ходит к ним на помощь.
Однако нельзя отбрасывать и меркантильные стрем-
ления благотворителей-меценатов из купеческого сосло-
вия. Дело в том, что мероприятия филантропической на-
правленности регулярно поощрялись властью, которая
награждала чинами, орденами, почетными званиями и
т.п. А это в свою очередь способствовало укреплению по-
ложения того же купца в обществе, повышению его рес-
пектабельности, удовлетворению честолюбивых амбиций
и т.д.
Благотворительность курского купечества имела две
основные разновидности: персональную, или личную, и
групповую, т.е. осуществляемую несколькими купцами.
Наибольшее распространение получила первая форма
филантропии, когда за основной массой «дел благотворе-
ния» стояли конкретные лица купеческого звания. Разно-
образны были и сферы общественной жизни, куда на-
правлялись купеческие пожертвования.
В числе последних фигурирует, прежде всего, образо-
вание. Это объясняется растущим у купцов убеждением,