Греческих купцов на Руси совсем не пускали в цер-
ковь, считая, что они осквернились от турок. Если кто-
либо из них хотел остаться на Руси навсегда, то его ста-
вили в положение оглашенного (сорок дней пребывал вне
церкви), затем помазывали Миром, читали над ним мо-
литвы и только после этого принимали в церковное обще-
ние.
А. Мейерберг замечает, что
"московитяне запрещают
людям иноземной веры входить в свои церкви…"
По отношению к иностранцам инославного вероиспо-
ведания порядки были гораздо строже. Поэтому
"все куп-
цы... даже персидские, живут в страхе Божием и смире-
нии"
. Зарубежным купцам разрешали только торговать,
но какое-либо духовное общение русских с ними было
строго запрещено.
"В деле веры они (русские) держат себя весьма далеко
от иностранцев, чему мы видели с их стороны удиви-
тельные примеры",
- замечает Павел Алеппский.
Весьма осторожным было и отношение русских к
иноверцам, желавшим принять Крещение. Их сначала
сорок дней содержали в каком-либо монастыре, обучали
истинам православной веры, а затем крестили. После
этого их принимали в общение с большой любовью и не
отличали от своих.
Павел Алеппский отмечает, что антиохийский патри-
арх Макарий и его спутники остались самого высокого
мнения о русском благочестии и устроении церковной
жизни. Патриарх даже сказал:
"Все эти благочестивые
обычаи существовали прежде и у нас (в Антиохии), но мы
их утратили, они перешли к этому народу и принесли у
него плоды, коими он превзошел нас".