что дальнейшая карьера человека, в т.ч. и деловая, зави-
сит от уровня его образования. Крупные пожертвования
для развития местного образования сделало купечество г.
Курска. Так, в 1890-е гг. купцы — гласные городской ду-
мы выступили с инициативой открытия «
в память Алек-
сандра II в городе женского училища
». Это начинание бы-
ло поддержано администрацией губернии, что отчасти
повлияло на решение министерства народного просвеще-
ния, которое в 1899 г. удовлетворило ходатайство куп-
цов, и в первые годы XX в. новое учебное заведение на-
чало работу.
Деньги купцов являлись основной статьей доходов
Курской торговой школы. Наряду с добровольными по-
жертвованиями купечество уплачивало на ее нужды спе-
циальный процент с гильдейских и других промысловых
документов.
Уездное купечество, хотя и в меньших размерах, но
тоже осуществляло поддержку образования. Например, в
Путивле купцы Маклаковы на собственные средства ор-
ганизовали и содержали ремесленные училища. Рыльская
торговая школа действовала благодаря постоянной мате-
риальной помощи местного купеческого общества, кото-
рое установило специальный сбор с предпринимателей в
ее пользу. Только за счет этого источника в 1904 г. учеб-
ное заведение получило около 60,0% всех денежных
средств. К тому же, купцы, состоя в попечительском со-
вете, личным участием помогали школе в решении мно-
гих хозяйственных проблем.
Вообще покровительство над учебным учреждением,
в изучаемый период как правило, с условием денежного
взноса, получило широчайшее распространение в купече-
ских кругах. Сами купцы или представители их семей
становились членами попечительского советов, тем са-
мым брали на себя определенные обязанности: закупка
оборудования, ремонт помещений и т.п. Следует отме-
тить, что и учебные заведения стремились иметь в своем
совете богатых купцов, которые оказывали бы матери-
альную помощь. Как показывает анализ списков попечи-