основываться на исполнении заповедей Господних о милосер-
дии и должна непременно сопровождаться любовью.
Протоиерей Иоанн С. пишет:
«Будьте внимательны к се-
бе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет про-
сить вас о ней: враг постарается в это время обдать сердце
ваше холодом, равнодушием и даже небрежением к нуждаю-
щемуся.
Преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие
расположения, возбудите в сердце своем сострадательную лю-
бовь к подобному вам во всем человеку, к этому члену Христо-
ву, к этому храму Духа Святого, чтобы и Христос Бог возлюбил
вас. И о чем попросит вас нуждающийся — по силе исполните
его просьбу.
«Просящему у тебя дай, и от хотящего у тебя за-
нять не отвращайся»
(Мф. 5:42).
Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомне-
ния и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного
благотворишь Самому Христу, по писанному:
«Так как вы сде-
лали это (Дали есть, напоили, одели, приняли в дом свой, посе-
тили больного и в темнице) одному из сих братьев Моих мень-
ших, то сделали Мне»
(Мф. 25:40).
Знай, что милостыня твоя всегда ничтожна в сравнении с
человеком, этим чадом Божиим. Знай, что милостыня есть
земля и прах; знай, что с вещественной милостью непременно
должна об руку следовать духовная: ласковое, братское, с чис-
тосердечной любовью обращение с ближним; не давай ему за-
метить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида…
Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к
ближним, если нет ее в сердце; потому при подаянии милосты-
ни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была
с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и
огорчением на них.
Самое слово — милостыня — показывает, что она должна
быть делом и жертвою сердца и подаваема с умилением или
сожалением о бедственном состоянии материально или мо-
рально нуждающегося. Любви свойственно радоваться при
оказании помощи ближнему, любимому.
Те, которые подают алчущим хлеб или деньги с сожалени-
ем, с лукавым оком и черствым сердцем — все равно что кла-
дут яд в свой хлеб или в свою милостыню, хотя этот яд духов-
ный, невидимый.
Так же и преподобный Исаак Сириянин говорит:
«Если да-