тованное вам Царствие от сложения мира
(Мф. 25:34). Здесь
разумеются не только совершенно нагие, но и те, кои, хотя и
имеют одежду, но такую, которая не может защитить их от
стужи, или которые страждут от какого-нибудь несчастия и с
большим трудом сохраняют жизнь свою по причине скудной
одежды. Посему милосердный человек должен также и им
явить какое-нибудь дело человеколюбия, подав им что-нибудь
для одеяния, дабы они могли защищать себя от холода.
4) — посещать заключенных в темнице. При сем мы не
должны изыскивать, за какую кто вину посажен в темницу, и
кто именно тот человек, который содержится в темнице. Ибо
кто бы он ни был, и за какое бы преступное дело ни ввержен
был в узы, наш долг — для Христа Господа нашего — прийти,
посетить и утешить его, дабы он не впал в отчаяние.
5) — навещать больных. Таковое дело каждый должен ис-
полнять, не разбирая того, сродник ли болящий, домашний ли
ему, друг ли, сверстник ли его. Вообще всякого больного, а
особливо который лежит в больнице, или на торжище, хотя бы
он был вовсе неизвестен, должен навещать сим образом: во-
первых, утешать его беседою, сострадая ему сердечно в его не-
счастии; во-вторых, увещевать больного, чтобы он терпеливо
переносил таковое свое несчастие, и чтобы принял сие посе-
щение Божие без скорби сердца и без ропота, а напротив, ус-
тами и сердцем благословлял Бога, являющего над ним сию
волю Свою, уповая крепко, что Он по человеколюбию Своему
пошлет ему исцеление. Кроме того, должен советовать ему,
чтобы он с сокрушенным и умиленным сердцем, исповедав
грехи, которые как человек соделал, причастился Пречистым
Тайнам и принял Елеосвящение, по обычаю Церкви: поелику
Таинства сии весьма много содействуют не только ко спасе-
нию души, но и к здравию тела. Еще должен непрестанно мо-
лить о нем Бога, препоручить его и общим молениям всей
Церкви. Даже когда больной, по бедности своей, не может объ-
явить Церкви болезнь свою, долг милосердного человека —
призвать духовного Отца его для совершения над ним надле-
жащих обрядов. Наконец, должен увещевать больного, чтобы
он не впадал в суеверие и не прибегал к искусствам, запре-
щенным Церковию, т.е. чтобы не старался восстановить свое
здоровье помощию волшебства и сообщения с диаволом, чрез
что он более получит вреда, нежели сколько облегчения; но
чтобы все свое упование и надежду возложил на милосердие