ность — пусть изберет другого, который имеет гораздо более
опытности в сем деле. Подобным образом мы должны посту-
пать и тогда, когда случится нам иметь дело с еретиками и
раскольниками.
2) — наставить неученого и невежду; сие дело надлежа-
щим образом исполнит тот, кто научит невежду, как должно
веровать в Единого Триипостасного Бога. Предполагается, что
он способен научить. В противном случае, пусть найдет кого-
нибудь разумнее и опытнее себя, дабы не сбылось сказанное,
что
слепой если поведет слепого, то оба упадут в яму
(Мф. 15,
14; Лк. 6, 39). Во-вторых, должен научить незнающего, как
ему призывать Бога, и в какой молитве открывать Богу про-
шения свои; также научить его заповедям Божиим, показав и
способ, как можно сохранить оные без труда. Наконец, сюда
относится и то, чтобы стараться о доставлении сирым детям
образования в науках и познаниях, дабы со временем и они
соделались полезными Церкви и обществу и молились Богу за
благодетелей своих. Если будем нерадеть о сем, то необходимо
должны страшиться того страшного приговора, который про-
изнесен на раба, получившего один талант, и возвратившего
оный без всякой прибыли (Мф. 25:24-30).
3) — подать добрый совет имеющему нужду в нем. Сей
долг исполняется тогда, когда кто людей, живущих развратно,
благочестивыми и Христианскими увещеваниями и добрыми
советами обращает к лучшему образу жизни. Также, когда лю-
ди подвергаются каким-нибудь прискорбным и тесным об-
стоятельствам и не находят средства избавиться от них, тогда
должно с радостию нести к ним совет, как лекарство, дабы
спасти жизнь или честь их. К сему относится еще и то, чтобы
извещать ближнего об опасности, в которой находится или
жизнь или честь его, и о которой он не знает; впрочем, так,
чтобы между теми лицами не породить распрей, а отселе боль-
ших опасностей.
4) — молиться Богу за ближнего своего. Сей долг человеко-
любия первоначально падает на духовных Отцев и Пресвите-
ров Церкви, а потом и на мирских людей. О сем довольно ска-
зано в седьмой заповеди Церковной.
5) — утешить печального. Сия обязанность милосердия
требует, чтобы мы никого не приводили в состояние гнева и
жалобы на нас, и чтобы не подавали причины к печали, по
словам Апостола:
Аще возможно, еже от вас, со всеми человека