Божие; да и лекарства принимал бы те только, кои составлены
опытными врачами. Таковое посещение немощных делает по-
сетителей блаженными и в сем мире, и на небесах. Если же
больной будет иметь болезнь прилипчивую и даже заражен бу-
дет моровою язвою, в таком случае человек благочестивый,
чтобы не подвергнуть опасности жизнь свою, должен испол-
нять дела милосердия посредством способных к сему людей,
которые могут обращаться при таковых болезнях без вреда се-
бе.
6) — ввести странного в дом свой — что нужно делать с
радостным лицом и сердцем. Особливо же тех странных долж-
но принимать в доме, которые, путешествуя ко Святым мес-
там для поклонения по обещанию своему, останавливаются
для отдыха в селениях: таковы суть все Богомольцы и все бед-
ные. Желающий наследовать сие блаженство должен по силам
своим помогать им в нужде. Еще более должно оказывать гос-
теприимство тем, которые лежат в изнеможении на торжищах
и на распутиях, испрашивая себе подаяния.
7) — погребать умерших. Сие дело должен каждый испол-
нять с готовностию. Особливо же должен заботиться о тех, ко-
торые умерли в крайней бедности — принося нужное для по-
гребения их по обычаю Христианскому, как делал Товия (Тов.
2:1-7). Если же кто умрет из друзей или сродников, в таком
случае православные и благочестивые люди, для исполнения
сей обязанности, должны сопроводить тело умершего до самой
могилы — с прошениями и молениями к Господу о душе скон-
чавшегося.
Дела милосердия, относящиеся к душе:
1) — отклонить грешника от греха и привлечь его к луч-
шей жизни, как свидетельствует Писание:
братие! аще кто в
вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть,
яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет
душу от смерти, и покрыет множество грехов
(Иак. 5:19-20).
Сей долг человеколюбия есть первый и главный, побуждаю-
щий православного к сожалению о ближнем своем: поелику
имеет целию блага не временные, а вечные. Но при исполне-
нии сего долга должно остерегаться, чтобы по неопытности не
привести грешника в отчаяние, или в излишнее упование на
милосердие Божие: ибо и то и другое принесет грешнику более
вреда, нежели пользы. И так должно благоразумно держаться
средины. Если же кто сам неспособен выполнить сию обязан-