Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  49 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 49 / 198 Next Page
Page Background

ным и старым, пасынкам беспризорной жизни, — дело высо-

кой духовной ценности, и его широта и сила показывают яр-

ко, на какой высоте стояло душевное российское просвещение.

Корни его глубоки: вспомните трогательный обзор Клю-

чевского — «Добрые люди древней Руси». Великое древо жизни

росло и крепло. Где оно, это древо, — ныне?.. Почтим, помя-

нем. Эта заметка-памятка не притязает на полноту. Неис-

черпаемо море щедрых даров купечества во имя человека-

брата; не перечислить имен достойных, не вспомнить минув-

ших дел, всех, сполна: нельзя охватить Россию. Эта памятка

говорит только о Москве. Перечисляю по памяти: нет под ру-

кой справок, и неведомо — где они. Не только дело

«богоугодное» нашло в московском купечестве силу великого

размаха: российское просвещение в науках и искусствах так-

же многим ему обязано.

Всему миру известна московская Галерея Третьяковская,

в тихом, кривом и узеньком Толмачевском переулке, в Замоск-

воречье, — величайшее из собраний картин русских художни-

ков, можно сказать — живая история русской живописи. Все

великие мира, кто только не заезжал в Москву, все побывали

в этом глухом углу, где заборы с набитыми гвоздями охраня-

ют купеческие дома с садами, где поют соловьи весной, где по

зимам вздымаются сугробы, а в высокое половодье подчалива-

ют лодки. В этой купеческой усадьбе зародилась жемчужина

— сокровище русского искусства. Именитые иностранцы по

ней о Москве судили, о России, о русском гении. Вложила она

немало в добрую славу о России. Великую эту галерею всю

жизнь собирали Третьяковы, именитые москвичи-купцы. Бе-

режно собирали и хранили. Собрали, затратив миллионы. И

принесли в дар Москве — дар бесценный. И еще капитал оста-

вили, с усадьбой и завещанием: хранить, продолжать и — дос-

туп бесплатно всем. Рассказывают, что Александр III, думая

о музее в Петербурге, сказал, разумея русские картины:

«Посмотрим, что-то оставили купцы Третьяковы на нашу

долю».

Помню еще собрания Цветкова, С. Щукина. Библиотеку

Хлудовых, из редкостей по церковному расколу. Собрания

древней русской иконной живописи — К. Т. Солдатенкова, С. П.

Рябушинского, Постникова, Хлудова, Карзинкина... Картин-

ную галерею И. А. Морозова, на Пречистенке... — что еще?.. К.

Т. Солдатенков, «друг литераторов», — между ними, если не