ным и старым, пасынкам беспризорной жизни, — дело высо-
кой духовной ценности, и его широта и сила показывают яр-
ко, на какой высоте стояло душевное российское просвещение.
Корни его глубоки: вспомните трогательный обзор Клю-
чевского — «Добрые люди древней Руси». Великое древо жизни
росло и крепло. Где оно, это древо, — ныне?.. Почтим, помя-
нем. Эта заметка-памятка не притязает на полноту. Неис-
черпаемо море щедрых даров купечества во имя человека-
брата; не перечислить имен достойных, не вспомнить минув-
ших дел, всех, сполна: нельзя охватить Россию. Эта памятка
говорит только о Москве. Перечисляю по памяти: нет под ру-
кой справок, и неведомо — где они. Не только дело
«богоугодное» нашло в московском купечестве силу великого
размаха: российское просвещение в науках и искусствах так-
же многим ему обязано.
Всему миру известна московская Галерея Третьяковская,
в тихом, кривом и узеньком Толмачевском переулке, в Замоск-
воречье, — величайшее из собраний картин русских художни-
ков, можно сказать — живая история русской живописи. Все
великие мира, кто только не заезжал в Москву, все побывали
в этом глухом углу, где заборы с набитыми гвоздями охраня-
ют купеческие дома с садами, где поют соловьи весной, где по
зимам вздымаются сугробы, а в высокое половодье подчалива-
ют лодки. В этой купеческой усадьбе зародилась жемчужина
— сокровище русского искусства. Именитые иностранцы по
ней о Москве судили, о России, о русском гении. Вложила она
немало в добрую славу о России. Великую эту галерею всю
жизнь собирали Третьяковы, именитые москвичи-купцы. Бе-
режно собирали и хранили. Собрали, затратив миллионы. И
принесли в дар Москве — дар бесценный. И еще капитал оста-
вили, с усадьбой и завещанием: хранить, продолжать и — дос-
туп бесплатно всем. Рассказывают, что Александр III, думая
о музее в Петербурге, сказал, разумея русские картины:
«Посмотрим, что-то оставили купцы Третьяковы на нашу
долю».
Помню еще собрания Цветкова, С. Щукина. Библиотеку
Хлудовых, из редкостей по церковному расколу. Собрания
древней русской иконной живописи — К. Т. Солдатенкова, С. П.
Рябушинского, Постникова, Хлудова, Карзинкина... Картин-
ную галерею И. А. Морозова, на Пречистенке... — что еще?.. К.
Т. Солдатенков, «друг литераторов», — между ними, если не