Иван Сергеевич Шмелев
Д
уша Москвы
Традиции милосердия
складывались в Церкви
Христовой
столетиями,
имея твердое основание в
той деятельности, источ-
никами которой являются
заповеди Спасителя о
любви к Богу и ближним.
Русский народ с древ-
нейших времен воспри-
нял христианское учение
о милосердии как о все-
объемлющей любви к
ближнему, как традицию,
унаследованную от Церк-
ви Константинопольской
и Царствующего Града.
(Так, обращаясь к князю Владимиру, митрополит Киевский
Илларион подчеркивает его милосердие и говорит, что князь
исполнил Божественные заповеди:
"просящим давал, нагих
одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящих утешением
всяческим утешал, должников искупал, рабам даруя свобо-
ду"
).
Благотворительность, меценатство, милосердие, приют –
эти понятия были почти забыты в советское время. Только на
исходе XX столетия они постепенно стали возвращаться в на-
шу повседневность. Прошли десятилетия, и жизнь заставила
подумать о возрождении благотворительности и меценатства
в современной России.
Именно об этом – о русских меценатах и благотворителях
рассказывает в своей «заметке-памятке» Шмелев. Теме мило-
сердия и благотворительности Иван Сергеевич вообще уделя-
ет много внимания. Вспомним хотя бы, как часто он в «Лете
Господнем» рассказывает о том, как помогал неимущим и си-
рым его отец Сергей Иванович, вспоминает, как старый