вого, Патриарха Александрийского (12 ноября), праведного
Филарета Милостивого Пафлагонянина (1 декабря).
Многие святые угодники ХIХ и ХХ вв. прославлены делами
деятельного милосердия. Праведный Иоанн Кронштадтский,
благотворительность которого была делом не только повседнев-
ным, но и ежечасным, создал в Кронштадте Дом трудолюбия.
В начале ХХ в. там одновременно работало более семи тысяч
человек, были приют для детей, дневное убежище для малолет-
них, богадельня, ночлежный дом, столовая. Пройдя через Дом
трудолюбия, множество спившихся бездомных людей вставало
на путь трезвенной трудовой жизни.
Марфо-Мариинская обитель, организованная в Москве
преподобномученицей великой княгиней Елисаветой, наполня-
лась детьми, которых эта угодница Божия собирала по ноч-
лежкам Хитрова рынка.
Подвижник русского Зарубежья, архиепископ Иоанн
(Максимович), памятен своей пастве как великий благотвори-
тель. Множество благотворителей было в числе новомучеников
и исповедников Российских; одни из ярких примеров - муче-
ница Татиана (Гримблит), служившая ближнему не только по
роду своей профессии сестры милосердия, но и по глубокой
потребности христианской души.
Нельзя забывать о знаменитом современнике святителя
Филарета Московского - докторе Федоре Гаазе, девизом жизни
которого стали слова:
«Спешите делать добро».
Доброделание
доктора Гааза совершалось в среде тех отверженных общест-
вом людей, которые находились в местах заключения. Доктор
Гааз заключенных не только лечил - он их кормил и одевал, за-
ботился о том, чтобы облегчить условия их содержания, чтобы
заключение их было наказанием, но не пыткой.
В заключение хотелось бы рассказать о еще одном замеча-
тельном благотворителе, боярине Федоре Михайловиче Ртище-
ве (1626-1673). Он был приближенным царя Алексея Михайло-
вича - входил в «Кружок ревнителей благочестия», на государе-
вой службе отличился и как мудрый дипломат, и как неутоми-
мый благотворитель; при этом он оставался человеком высо-
кой нравственности и чистоты. От современников он получил
прозвище «милостивого мужа».
Ртищев содействовал расширению системы медицинских и
благотворительных учреждений: устраивал больницы, бога-
дельни, странноприимные дома. Как писал о нем биограф Н.
Н. Кашкин, Федор Ртищев
«воплотил в себе идеал высшей
нравственности русского мирянина XVII века».
Известный ис-