Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  45 / 198 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 45 / 198 Next Page
Page Background

торик В. О. Ключевский относил его к тем людям, которые

«из

своей исторической дали не перестанут светить, подобно

маякам среди ночной мглы, освещая нам путь».

Современники Ртищева глубоко уважали и почитали; вско-

ре после его кончины было составлено «Житие милостивого му-

жа Феодора, званием Ртищева» - явление чрезвычайно редкое

для мирянина старинной Московской Руси, так как в те вре-

мена составлялись, главным образом, жизнеописания святых.

Детство его прошло в имении близ Покровского Доброго мона-

стыря (Лихвин - ныне Чекалин Тульской обл.). Монастырь по-

лучил наименование по близлежащему селу Доброе, но можно

ли считать случайным, что детство и духовное становление по

настоящему доброго человека прошло под духовным влиянием

обители, носящей такое название?

Благотворительность Ртищева не знала границ. Устроил

первый в Москве приют: больных лечили, неимущих кормили

и одевали, пьяных протрезвляли. Другой дом был построен для

постоянного призрения неимущих и больных, - это был прооб-

раз современных хосписов. После его смерти дом сгорел, но

почитатели Ртищева дом восстановили, и он существовал при

Петре под названием «Больницы Федора Ртищева», туда при-

возили неизлечимо больных, стариков, слепых и содержали на

добровольные пожертвования.

На церковном соборе 1681 г. царь Федор Алексеевич пред-

ложил устраивать больницы и богадельни не только в Москве,

но и в провинциальных городах по почину Ртищева. Благотво-

рить старался тайно; во время голода в Вологде в 1671 г., от-

правив архиепископу Симону большую сумму денег и хлеб, пи-

сал:

«Некоторые христолюбивые человецы, при отшествии

своем от сего мира, вручили мне имение свое на раздаяние ни-

щим и убогим, паче же скорбящим и гладным…».

Был Ртищев

заботлив по отношению к своим слугам и крепостным, в их

скорбях

«с ними состраждя, о них, яко о своем телеси, пекий-

ся».

Кроме дел благотворительности, Ртищев немало потрудился

и для блага Церкви. В числе прочего он добивался введения в

обиход церковной проповеди, ратовал за благолепное пение,

устранение

«многогласия

» из церковного обихода, старался

примирить раскол, а после отставки Патриарха Никона хлопо-

тал за опального.

«Милостивый муж»

Федор Ртищев не был

прославлен Церковью в лике святых, но вся жизнь и дела его -