торик В. О. Ключевский относил его к тем людям, которые
«из
своей исторической дали не перестанут светить, подобно
маякам среди ночной мглы, освещая нам путь».
Современники Ртищева глубоко уважали и почитали; вско-
ре после его кончины было составлено «Житие милостивого му-
жа Феодора, званием Ртищева» - явление чрезвычайно редкое
для мирянина старинной Московской Руси, так как в те вре-
мена составлялись, главным образом, жизнеописания святых.
Детство его прошло в имении близ Покровского Доброго мона-
стыря (Лихвин - ныне Чекалин Тульской обл.). Монастырь по-
лучил наименование по близлежащему селу Доброе, но можно
ли считать случайным, что детство и духовное становление по
настоящему доброго человека прошло под духовным влиянием
обители, носящей такое название?
Благотворительность Ртищева не знала границ. Устроил
первый в Москве приют: больных лечили, неимущих кормили
и одевали, пьяных протрезвляли. Другой дом был построен для
постоянного призрения неимущих и больных, - это был прооб-
раз современных хосписов. После его смерти дом сгорел, но
почитатели Ртищева дом восстановили, и он существовал при
Петре под названием «Больницы Федора Ртищева», туда при-
возили неизлечимо больных, стариков, слепых и содержали на
добровольные пожертвования.
На церковном соборе 1681 г. царь Федор Алексеевич пред-
ложил устраивать больницы и богадельни не только в Москве,
но и в провинциальных городах по почину Ртищева. Благотво-
рить старался тайно; во время голода в Вологде в 1671 г., от-
правив архиепископу Симону большую сумму денег и хлеб, пи-
сал:
«Некоторые христолюбивые человецы, при отшествии
своем от сего мира, вручили мне имение свое на раздаяние ни-
щим и убогим, паче же скорбящим и гладным…».
Был Ртищев
заботлив по отношению к своим слугам и крепостным, в их
скорбях
«с ними состраждя, о них, яко о своем телеси, пекий-
ся».
Кроме дел благотворительности, Ртищев немало потрудился
и для блага Церкви. В числе прочего он добивался введения в
обиход церковной проповеди, ратовал за благолепное пение,
устранение
«многогласия
» из церковного обихода, старался
примирить раскол, а после отставки Патриарха Никона хлопо-
тал за опального.
«Милостивый муж»
Федор Ртищев не был
прославлен Церковью в лике святых, но вся жизнь и дела его -