Вполне возможно, что немалую роль в этой неуверенности сыг-
рал значительный перерыв в театральной деятельности Михайловых:
в 1987 году они ушли из театра и полностью посвятили себя рели-
гии. Елена стала дирижером церковного хора, Александр - препода-
вателем Закона Божьего. В театр они вернулись только тогда, когда
Владимир Иванов дал согласие на постановку «Матрениного двора».
Эта совместная работа могла бы стать очень серьезным спектаклем,
но режиссер и его актеры, увы, не захватывают внимание своих зри-
телей, отдавая сидящих в зале во власть скуке и разочарованию.
В процессе создания спектакля Владимир Иванов и супруги Ми-
хайловы постоянно консультировались с семьей Солженицына: сы-
новья Александра Исаевича даже посетили премьеру и остались до-
вольны. Эта реакция вполне оправдана: спектакль воссоздал атмо-
сферу и дух рассказа, сохранил и передал литературный язык писа-
теля. Нередко зритель, выходя из кинозала или театра, сетует на
чрезмерный уход от первоисточника, опошление и упрощение всех
его идей. Со спектаклем «Матренин двор» все вышло наоборот: в
попытке максимально сохранить литературный оригинал режиссер
Владимир Иванов, очевидно, забыл о различиях между двумя сфера-
ми искусства.
Действие в книге и действие в спектакле имеют совершенно раз-
ную динамику и ритм. В постановке «Матренин двор» границы меж-
ду ними стерты: книга вторгается в сценическое действие, подчиняя
его собственным законам и правилам. Происходящее на сцене неми-
нуемо разрушается, превращая спектакль в затянутую декламацию
рассказа. Постановка действительно хороша только как некая иллю-
страция к тексту; сделать же целостный и захватывающий спектакль
создателям, увы, не удалось. После просмотра говорить о
«Матренином дворе» как о ярком, запоминающемся событии нельзя.
А жаль: могла бы выйти динамичная театральная постановка по рас-
сказу одного из величайших русских писателей.
Васса Петрова
http://www.nashfilm.ru/plays/2563.html