известных фильмах, в том числе у Марка Захарова, - все это в какой-
то момент они оставили, чтобы получить богословское образование,
заняться благотворительностью и посвятить себя исполнению духов-
ных песен. На сцену они вернулись уже преображенные. Они суще-
ствуют на ней с какой-то сосредоточенной самоотреченностью. Я бы
сказала, что они идут в искусстве путем Матрены. Но если в жизни
этот путь прекрасен, то в искусстве он, увы, бесплоден. Чтение пре-
красной прозы навевает тут неизбывную тоску и работает, в конце
концов, против текста. Это уже не встреча с подлинным искусством,
а, скорее, совершение ритуального культурного жеста. Ибо так же,
как "не стоит село без праведника" (первоначальное название расска-
за Солженицына, которое он изменил по предложению Твардовско-
го), так искусство не стоит без смелости, без талантливой дерзости,
отсутствие которых не искупают самые благие и чистые намерения.
Простота этого спектакля, в отличие от Матрениной, конечно, не ху-
же воровства, но она очень и очень сродни пустоте.
Марина Давыдова
Известия. 2008. 21 апр.
http://www.smotr.ru/2007/2007_vaht_matr.htmПрощание с деревней
Пока Театр имени Евг. Вахтангова весьма плавно переходит на
новый творческий курс, предложенный новым же художественным
руководителем Римасом Туминасом, в репертуаре появляются порой
спектакли случайные, заранее не запланированные. Как, например,
"Матренин двор" в постановке Владимира Иванова, идея которого
зародилась отнюдь не в вахтанговских недрах, но именно здесь была
творчески и технически оформлена и воплощена в жизнь. В резуль-
тате чего спектакль и получил постоянную прописку в вахтангов-
ской афише.
Елена и Александр Михайловы, исполнители ролей Матрены и
Игнатича, - актеры с непростой и весьма прихотливой биографией.
Выпускники Щукинского училища в свое время начинали успешную
творческую карьеру в Российском Молодежном театре, на телевиде-
нии и в большом кино. Ну кто же не помнит ролей юного Александ-
ра в таких известных фильмах, как "Формула любви", "Михайло Ло-