это и определяют статус сценического произведения. И поэтому
каждый взгляд, каждый жест, поворот головы или улыбка героев за-
ставляет зрителей внимательно вглядываться в Матрену и Игнатича,
вслушиваться в то, как они говорят, вдумываться в сказанное ими.
«Матренин двор» в Вахтанговском театре вовсе не претендует
на то, чтобы быть событием в театральной жизни столицы. Но, мо-
жет быть, именно эта добротная простота и привлекает зрителей на
спектакль, в котором есть и правда жизни, и правда искусства.
Жанна Филатова
«
Театральная афиша
»,
2008 г., декабрь
http://www.teatr.ru/docs/tpl/doc.asp?id=1292&Путем Матрены
В Театре Вахтангова на Малой сцене выпустили спектакль по
прекрасному рассказу Александра Солженицына "Матренин двор".
Тихое камерное действо на двух артистов обладает чрезвычайно
скромными художественными достоинствами, но в театре решили,
что у великого писателя в декабре нынешнего года юбилей - ему ис-
полнится 90 лет. Пусть его слово звучит со сцены.
Так случилось, что день в день с премьерой вахтанговцев в Мо-
скве в Центре им. Мейерхольда играли объехавший все города, веси,
форумы и фестивали спектакль "Соня" Алвиса Херманиса, постав-
ленный по рассказу Татьяны Толстой. Бывают странные сближе-
ния... Две истории, рассказанные писателями, бесконечно далекими
друг от друга, рассказанные в разное время ("Матренин двор" опуб-
ликован в 63 году, "Соня" - много позже, на рубеже веков), в разной
манере и с разной интонацией (у Солженицына чуть назидательной,
у Толстой - привычно ироничной), произведшие разное впечатление
на современников ("Матренин двор" составил эпоху в русской лите-
ратуре ХХ века и положил начало "деревенской" прозе, рассказ
"Соня" - это всего лишь один из рассказов даровитой и яркой писа-
тельницы), так вот, два эти рассказа обнаружили вдруг удивитель-
ные переклички. Чуть ли не прямое сюжетное сходство. В основе
каждого из них лежит судьба женщины - неудачливой, не шибко
красивой (в случае с Соней эта некрасивость является еще и предме-