22
народов
и
замедляла
ее
у
других
,
что
привело
национальную
политику
к
краху
,
стало
одной
из
причин
распада
СССР
и
подрыва
российской цивилизации
.
Рассмотрим
нынешнее
состояние
российской
культуры
и
значение
теоретической мысли
в
ее
исследовании
.
В
начале
90-
х
гг
.
в
нашей
науке
ведущая
роль
перешла
от
марксистского
дискурса
к
неолиберальному
:
Немало
исследователей
стали
использовать
новые
принципы
и
логику
анализа
применительно
к
российской
и
русской
культуре
,
выстраивая
в
целом
удручающую
картину
:
по
большинству
параметров
западных
культур наша
страна
(
Россия
/
СССР
)
однозначно
оценивалась
как
отсталая
,
деструктивная
,
тоталитарная
22
.
В
атмосфере
познавательного
шока
того
периода
представители
данного
направления
уверенно
предрекали
стратегические
линии
культурного
развития
РФ
.
Дезавуируя
нашу
историю
,
смыслы
культуры
и
цивилизационные
особенности
,
они
связывали
эти
линии
с
созданием
в
стране
«
подлинно
гражданской
нации
»
евро
-
американского
типа
,
с
включением
граждан
в
«
глобальную
модернизацию
»,
с
«
политикой
мультикультурализма
»
и
переходом
к
«
единому
человечеству
».
Прикладные
материалы
такого
анализа
строились
на
семантических
стереотипах
сетевого
управления
,
рассчитанных
на
быстрый
эффект
,
которые
выработаны
в
западной
стратегии
«
ненасильственных
действий
»
для
аудитории
разных
стран
23
.
Между
тем
эти
установки
анализа
и
выводы
вступали
в
явное
противоречие
с
историческим
опытом
граждан
России
.
Во
второй
половине
90-
х
гг
.
научная
среда
и
активные
слои
населения
начинают
самостоятельно
осмысливать
принципы
анализа
,
которые
позволяли
22
См
.:
Паин Э
.
А
.
Между
империей
и
нацией
.
Модернистский
проект
и
его
традиционалистская
альтернатива
.
М
.,
2003;
Тишков
В
.
А
.
После
многонациональности
.
Культурная мозаика
и
этническая
политика
России
//
Знамя
,
2003,
№
3.
23
См
.:
Модернизация
в
России
и
конфликт
ценностей
/
отв
.
ред
.
С
.
Я
.
Матвеева
.
М
., 1993.