23
бы
сформировать
обновленные
представления
о
себе
как
о
целостной
общности
,
о
своей
культуре
.
Оказалось
,
что
новые
знания
трудно
выразить на
языке
теории
,
так
как наука
до
этого почти не
занималась
спонтанно
формируемыми
в
истории
гетерогенными
сообществами
(
за
исключением
ряда
империй
).
Российские
ученые
,
публицисты
сталкивались
с
этой
проблемой
еще
на
рубеже
Х
I
Х
-
ХХ
вв
.,
вводя
новые
термины
:
многоплеменное
сообщество
,
многонародная
нация
.
В
СССР
прибегли
к
политическому
новоязу
–
советский
народ
,
социалистические нации
.
В
настоящее
время
помимо
указанных
выше
либеральных
позиций
на
этот
счет
существует
немало
других
точек
зрения
,
в
том
числе
спорных
,
с
шаткой
научной
основой
.
Так
,
Преамбула
Конституции
РФ
начинается
: «
Мы
,
многонациональный
народ
Российской
Федерации
...».
Формулировка
«
многонациональный
народ
»,
на
наш
взгляд
,
весьма
неудачна
в
методологическом
отношении
.
Во
-
первых
,
она
отражает
желание
авторов
документа
сразу
после
распада
СССР
безальтернативно
заявить
о
гражданской
консолидации
населения
РФ
,
к
тому же
в
терминах
,
смыслы
которых
некорректно
соподчинены
между
собой
.
Во
-
вторых
,
попытки
теоретически
углубить
эту
позицию
обнажали
в
ней
ряд
застарелых
издержек национальной политики СССР
24
.
В
условиях
всеобщей
нестабильности
и
мировых
кризисов
российская
культурная
практика
динамично
трансформируется
,
создавая
условия
для
развития Обновленного
сообщества
,
которое
за
неимением
точного
названия
можно
обозначить
российской
полиэтнической
(
или
многонародной
)
нацией
.
Такая
нация
приобретает
очевидное
своеобразие
,
отличающее
ее
от
нации
евро
-
американского
типа
.
Российскую
нацию
пока нельзя назвать
народом
,
тем
более
многонациональным
.
Формирование
гетерогенного
народа
проходит
иначе
–
на
протяжении
длительных
периодов
истории
,
с
24
См
.:
Абдулатипов Р
.
Российская
нация
.
Этнонациональная
и
гражданская
идентичность
россиян
в
современных
условиях
.
М
., 2005.