10
Манжосов А. Н.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА И СПЕЦФОРМИРОВАНИЯ
НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТА В ПЕРИОД КУРСКОЙ БИТВЫ И
ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ УКРАИНЫ
Аннотация
: В статье говорится о вкладе в возрождение фронтовых железных
дорог спецформирований Народного комиссариата путей сообщения страны.
Трудовой и воинский подвиг восстановителей-железнодорожников стал одним
из важнейших факторов успешного наступления войск Воронежского (1-го
Украинского) фронта (командующий – генерал армии Н. Ф. Ватутин),
освободивших Левобережную Украину осенью 1943 г.
Ключевые
слова:
спецформирования
НКПС,
железная
дорога,
восстановительные работы, железнодорожные коммуникации.
Широкий размах военно-восстановительных работ на железнодорожных
коммуникациях юга России и Украины, ускорение темпов ввода в строй
возрожденных участков летом-осенью 1943 г. явились как одной из главных
причин успешных наступательных операций войск Воронежского (с 20.10.1943
г.
I-го
Украинского)
фронта,
так
и
выполнения
советскими
железнодорожниками воинских оперативных снабженческих перевозок. В
сборнике
«Восстановители
железных
дорог»
командующий
1-м Украинским фронтом генерал армии Николай Федорович Ватутин отмечал,
что «своей самоотверженной работой, часто граничащей с подлинным
героизмом, восстановительные части оказывают войскам нашего фронта
неоценимую помощь. Без быстрого восстановления разрушенных
отступающим противником железных дорог было бы несравненно труднее, а
подчас просто невозможно решать многие важнейшие задачи наступления». [1,
с. 4].
Весной 1943 г. глубоко эшелонированная оборона советских войск на
землях Курской, Орловской, Харьковской областей (с марта 1943 г.
получившая название Курского выступа) строилась на территории
освобожденной от вражеской оккупации. Подготовка к сражениям на Курской
дуге проходила в трудной обстановке. Большинство тыловых баз Центрального
и Воронежского фронтов еще находились за 500-800 км от боевых порядков.
Это затрудняло обеспечение войск боеприпасами, горючим продовольствием
Трудности усугублялись и тем, что на освобожденной территории
фашисты при отступлении произвели огромные разрушения.
Транспортные возможности железнодорожной сети в тылу Центрального
и Воронежского фронтов были явно недостаточными. На однопутной линии
Касторная – Курск базировались тыловые учреждения пяти армий
Центрального и трех армий Воронежского фронтов, который своих
железнодорожных коммуникаций не имел.