Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 112 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 112 Next Page
Page Background

10

Манжосов А. Н.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА И СПЕЦФОРМИРОВАНИЯ

НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ВОРОНЕЖСКОГО ФРОНТА В ПЕРИОД КУРСКОЙ БИТВЫ И

ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ УКРАИНЫ

Аннотация

: В статье говорится о вкладе в возрождение фронтовых железных

дорог спецформирований Народного комиссариата путей сообщения страны.

Трудовой и воинский подвиг восстановителей-железнодорожников стал одним

из важнейших факторов успешного наступления войск Воронежского (1-го

Украинского) фронта (командующий – генерал армии Н. Ф. Ватутин),

освободивших Левобережную Украину осенью 1943 г.

Ключевые

слова:

спецформирования

НКПС,

железная

дорога,

восстановительные работы, железнодорожные коммуникации.

Широкий размах военно-восстановительных работ на железнодорожных

коммуникациях юга России и Украины, ускорение темпов ввода в строй

возрожденных участков летом-осенью 1943 г. явились как одной из главных

причин успешных наступательных операций войск Воронежского (с 20.10.1943

г.

I-го

Украинского)

фронта,

так

и

выполнения

советскими

железнодорожниками воинских оперативных снабженческих перевозок. В

сборнике

«Восстановители

железных

дорог»

командующий

1-м Украинским фронтом генерал армии Николай Федорович Ватутин отмечал,

что «своей самоотверженной работой, часто граничащей с подлинным

героизмом, восстановительные части оказывают войскам нашего фронта

неоценимую помощь. Без быстрого восстановления разрушенных

отступающим противником железных дорог было бы несравненно труднее, а

подчас просто невозможно решать многие важнейшие задачи наступления». [1,

с. 4].

Весной 1943 г. глубоко эшелонированная оборона советских войск на

землях Курской, Орловской, Харьковской областей (с марта 1943 г.

получившая название Курского выступа) строилась на территории

освобожденной от вражеской оккупации. Подготовка к сражениям на Курской

дуге проходила в трудной обстановке. Большинство тыловых баз Центрального

и Воронежского фронтов еще находились за 500-800 км от боевых порядков.

Это затрудняло обеспечение войск боеприпасами, горючим продовольствием

Трудности усугублялись и тем, что на освобожденной территории

фашисты при отступлении произвели огромные разрушения.

Транспортные возможности железнодорожной сети в тылу Центрального

и Воронежского фронтов были явно недостаточными. На однопутной линии

Касторная – Курск базировались тыловые учреждения пяти армий

Центрального и трех армий Воронежского фронтов, который своих

железнодорожных коммуникаций не имел.