11
Самую значительную нагрузку по обеспечению восстановительных работ
в районе Курского выступа выполнил коллектив военно-эксплуатационного
отделения № 14 (ВЭО-14), который весной – летом 1943 г. обслуживал участки
Касторная – Курск, Курск – Поныри, Курск – Льгов обшей протяженностью
521 км. По ним шло снабжение войск Центрального и Воронежского фронтов
(для Воронежского фронта поступало лишь 3-4 поезда в сутки [2, л. 98, л. 116,
л. 1613].
Государственный Комитет Обороны постановлением № 3432с от 26 мая
1943 г. обязал железнодорожников прифронтовых магистралей обеспечить
непрерывное снабжение войск. Для увеличения пропускной способности
однопутной магистрали Касторная – Курск применялось движение поездов
«вслед» днем и ночью, пакетный график, изменение технико-распорядительных
актов станций и приведение их соответствие с военной обстановкой [3, л. 27-28,
л. 32-34].
И все же транспортные возможности советских войск на Курском
выступе к началу лета 1943 г. были ограничены. Это заставило Военный совет
Воронежского фронта обратиться с письмом в ГКО о строительстве новой
железнодорожной линии для обеспечения подвоза ресурсов фронту. В письме,
подписанном командующим фронтом генералом Н. Ф. Ватутиным и Членом
Военного Совета фронта генерал-лейтенантом Н. С. Хрущевым, направленном
7 июня 1943 г. в ГКО, отмечалось, что «пропускная способность линии
Касторная – Курск не обеспечивает нужды двух фронтов, систематические
налеты авиации противника на узлы Курок и Касторная создают еще большие
затруднения в подвозе». Для обеспечения «самостоятельного питания фронта
ресурсами с возможностью направления потоков через станции Касторная и
Валуйки».
Военный совет просил разрешить постройку железнодорожной линии
Старый Оскол – Ржава [4, л. 8].
8 июня 1943 г. ГКО принял постановление № 3522сс «О строительстве
железнодорожной линии Старый Оскол – Ржава» [5, л. 21-22]. В нем, в
частности, говорилось, что в целях создания дополнительной железнодорожной
коммуникации дня Воронежского фронта Государственный Комитет Обороны
постановил:
1. Построить железнодорожную линию Старый Оскол – Ржава общим
протяжением 95 км;
2. Обязать НКПС обеспечь указанное строительство рельсами...».
Приказом НКПС № С-489/Ц от 10 июня 1943 г. общее руководство
строительством
возложили
на
начальника
УВВР-3
Воронежского
фронта генерал-майора технических войск П. А. Кабанова. Начальником работ
назначили командира 19-й железнодорожной бригады полковника А. Н.
Ткачева. Было приказано приступить к строительству линии не позднее 15
июня и открыть движение к 15 августа. Сооружение линии решили вести по
облегченным техническим условиям применением небольшого уклона и
шириной земляного полотна 5 метров.