12
Начальник ГУВВРа сосредоточил на строительстве 7-ю и 19-ю
железнодорожные бригады, специальные формирования НКПС – горемы-7 и 19
(начальники И. В. Тимофеев и И. И. Коваленко), связьрем-10 (А. О.Чашкин) и
водрем-13 (А. Л. Наиров). ГКО обязал Курский обком ВКП(б) и облисполком
мобилизовать 20 тыс.человек на все время строительства. Предусматривалось
поставки горючего, леса, металла. Строительству линии присвоили
наименование «Строительство № 217».
14 июня 1943 г курские областные организации (обком ВКП(б) и
облисполкома) приняли постановление о мобилизации на строительство линии
20 тыс. человек и 1000 подвод [7, с. 70-72]. В каждом районе области
создавалась строительная колонна, в которую входи: строительные отряды по
100 человек. Военный совет Воронежского фронта выделил в распоряжение
начальника строительства два автомобильных батальона и 2000
красноармейцев.
18 июня 1943 г. начальник «Строительства № 217» полковник А. Н.
Ткачев создал два строительных участка. Первый возглавил подполковник П.
К. Кулешов – помощник командира 19-й железнодорожной бригады по
технической части, второй – командир 7-й железнодорожной бригады
полковник Н. И. Новосельский. Кроме того, на строительство прибыло 3
батальона 8-й железнодорожной бригады Центрального фронта и 3 батальона
23-й железнодорожной бригады Юго-Западного фронта. 4 июля 1943 г. на
строительство прибыла 25-я железнодорожная бригада полковника С. Г.
Силкина [8, с. 187-188, 191-193]. Ей была поставлена задача вести укладку пути
темпом 3 км в сутки и балластировку его с погрузкой местного
балласта в карьере до 300 вагонов в сутки.
Изыскания и проектирование новой линии шли одновременно с ее
строительством. Первоначальный срок окончания постройки линии был
изменен на 20 июля. (Ранее в соответствии с постановлением ГКО от 8 июня
1943 г. срок открытия движения планировался к 15 августа 1943 г.). В связи с
сокращением срока строительства укладку пути организовали сразу на трех
участках – на двух ее вели с подвозом материалов по уложенному пути, а на
третьем с боковым завозом материалов автотранспортом.
Строители справились с поставленной задачей. Работы первой очереди
были закончены к вечеру 16 июля. 19 июля, на день раньше установленного
срока, по линии Старый Оскол – Сараевка было открыто движение поездов. На
строительстве было выполнено около 800 тыс. куб. м земляных работ, уложено
и забаластировано 68 км пути, построено 53 искусственных сооружения общим
протяжением 774 м, линия связи, 2 пункта водоснабжения. Средний объем
земляных работ на 1 км линий составил 12700 куб. м [9, с. 198].
Военный совет Воронежского фронта в телеграмме, направленной
руководителям строительства № 217 генералу П. А. Кабанову и полковнику А.
Н.Ткачеву, поздравил строителей «с успешным окончанием стройки и выразил
уверенность, что они и впредь приложат все усилия на окончательный разгром
немецко-фашистских захватчиков» [10, л. 120]. 386 отличившихся строителей