13
линии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 г.
были награждены орденами и медалями.
Новая линия дала возможность разгрузить направление Касторная –
Курск. Воронежский фронт получил самостоятельную железнодорожную
коммуникацию и выход на рокаду Курск – Белгород, а также на изолированный
участок Ржава – Обоянь. В результате дальность подвоза снабженческих грузов
автотранспортом сократилась на 120-150 км. Появилась возможность
организации кольцевого одностороннего движения поездов по маршруту
Касторная – Курск – Сараевка – Старый Оскол, что резко повышало провозную
способность железных дорог в полосе Воронежского и Центрального фронтов
[11. с. 72-73]. Например, только Воронежскому фронту с 3 но 23 августа 1943 г.
было подано около 3500 вагонов различных грузов, из них 52% – боеприпасы,
14,7% – горючее, 28% продовольствие и фураж. В армии фронта ежедневно
подавалось до 160 вагонов воинских грузов [12, с. 224].
Подвиг строителей
Дороги мужества не забыт на курской земле. На восьми станциях от Старого
Оскола до Ржавы в 1973 г. были установлены мемориальные доски в честь
строителей, внесших вклад в общее дело разгрома врага.
К началу Курской битвы значительно вырос технический потенциал всех
восстановительных формирований. В подчинении Воронежского фронта
находился УBBP-3 (генерал-майор П. А. Кабанов), в состав которого входили
7-я, 14-я. 19-я ж. д. бригады, 3 горема, 2 связьрема, водрем и мостопоезд. 24
июля 1943 г. приказом № С-588/Ц «О строительстве обходной соединительной
ветви в узле Касторная Московско-Донбасской железной дороги» НКПС обязал
начальника ГУВВР генерал-лейтенанта В. А. Головко и начальника УВВР-3
генерал-майора П. А. Кабанова «для обеспечения прямого пропуска поездов из
Воронежа на Валуйки и на Ржаву, а также для пропуска порожняковых
составов из Ржавы через линию Старый Оскол – Ржава на Воронеж с
захода в узел Касторная» построить обходную соединительную ветвь от 156 км
линии Воронеж – Курск на 532 км линии Елец – Валуйки общим протяжением
3 км с деревянным мостом через реку Олым. Строительство обхода поручили
частям 7-й железнодорожной бригады – 96-му восстановительному и 33-му
мостовому батальонам с привлечением 1055 человек местного населения.
Объем работ на сооружении земляного полотна составил 47 тыс. куб. м. В то же
время
117-й
восстановительный
батальон
7-й
железнодорожной
бригады с приданным автобатом строил обход на станции Старый Оскол со
стороны Валуек. Строительство обходов военные железнодорожники
завершили к 5 августа 1943 г. Строительство обходов узлов стало важной
мерой повышения пропускной способности железных дорог в период Курской
битвы.
Победа Советских Вооруженных сил под Курском поставила
гитлеровскую армию перед катастрофой. Она положила начало летне-осеннему
наступлению советских войск, которое продолжалось до зимы 1943 г.
Советские войска широким фронтом – от Великих Лук до Черного моря –
двигались на запад, освободив от противника сотни населенных пунктов. На