14
отвоеванной у врага территории все железнодорожные станции лежали
руинах, провалами зияли взорванные мосты, валялись искореженные рельсы,
безмолвствовали выведенные из строя паровозы. Сознавая всю важность
возложенных на них задач, бригады, батальоны железнодорожных войск и
подразделения спецформирований НКПС развернули битву за возрождение
стальных дорог. Широко развернулись восстановительные работы на линиях
Курск – Белгород, Льгов – Готня – Белгород, Белгород – Сумы.
С особыми трудностями столкнулись воины-железнодорожники при
вводе в эксплуатацию линии Готня – Белгород – Басы длинной 148 км, которая
восстанавливалась темпом до 15 км в сутки. 13 августа 1943 года ВЭО-14
перебазировалось на станцию Готня. В составе ВЭО на освобожденную
магистраль были направлены курские и орловские железнодорожники.
Коллективу ВЭО-14 пришлось решать сложные задачи по восстановлению
разрушенного железнодорожного хозяйства Южной железной дороги.
19-я
железнодорожная
бригада
Воронежского
фронта
вела
восстановление железнодорожных участков под Белгородом. Здесь
отсутствовали до 80% шпал и рельсов. 7 августа 1943 года, через два дня после
освобождения Белгорода 7-я железнодорожная бригада полковника II. И.
Новосельского приступила к возрождению участка Белгород – Харьков. На
участке в 79 км были разрушены 61 км рельсов, все мосты, трубы, стрелочные
переводы. Железнодорожники восстанавливали мосты временно, с
применением рамных опор и шпальных клеток с деревянными и
металлическими пакетными пролетными строениями. Одним из сложных
объектов был мост через реку Лопань неподалеку от станции Харьков –
Сортировочный. Его возрождали опытные мостовики из мостоотряда № 2 И.
Ю. Баренбойма.
Множество мостов, путепроводов, станций, пересечение путей
представлял Харьковский узел. Но восстановители 7-й железнодорожной
бригады не спасовали перед трудностями. Они первыми приступили к
расчистке и восстановлению Свердловского путепровода. Мостовики
мостоотряда № 2 возрождали Гончаровский путепровод, открывавший путь
поездам на Мерефу и Основу.
28 августа 1943 г. через пять дней после освобождения Харькова бойцы
железнодорожники приняли первый поезд. Это была трудная, но очень
радостная победа военных железнодорожников [14, с. 199, с. 266]. Путейцы 62-
го восстановительного батальона майора А. И. Цаплина и 68-го батальона
майора М. Я. Кожевникова обеспечивали восстановление путей и стрелочных
переводов на Харьковском железнодорожном узле. Ударными темпами
восстанавливался и мостовой переход через реку Уда на участке Готня –
Шпаковка. Этот переход имел два раздельных моста. Оба они были разрушены
нашими войсками еще в 1941 году. Гитлеровцы восстановили правый мост, но
при отступлении разрушили его. В августе 1943 года восстановительные
работы вели две роты 33-го мостового батальона и мостовые роты 60-го, 117-го
восстановительных батальонов, монтажники горема-19. Следует отметить, что