Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  16 / 112 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 112 Next Page
Page Background

14

отвоеванной у врага территории все железнодорожные станции лежали

руинах, провалами зияли взорванные мосты, валялись искореженные рельсы,

безмолвствовали выведенные из строя паровозы. Сознавая всю важность

возложенных на них задач, бригады, батальоны железнодорожных войск и

подразделения спецформирований НКПС развернули битву за возрождение

стальных дорог. Широко развернулись восстановительные работы на линиях

Курск – Белгород, Льгов – Готня – Белгород, Белгород – Сумы.

С особыми трудностями столкнулись воины-железнодорожники при

вводе в эксплуатацию линии Готня – Белгород – Басы длинной 148 км, которая

восстанавливалась темпом до 15 км в сутки. 13 августа 1943 года ВЭО-14

перебазировалось на станцию Готня. В составе ВЭО на освобожденную

магистраль были направлены курские и орловские железнодорожники.

Коллективу ВЭО-14 пришлось решать сложные задачи по восстановлению

разрушенного железнодорожного хозяйства Южной железной дороги.

19-я

железнодорожная

бригада

Воронежского

фронта

вела

восстановление железнодорожных участков под Белгородом. Здесь

отсутствовали до 80% шпал и рельсов. 7 августа 1943 года, через два дня после

освобождения Белгорода 7-я железнодорожная бригада полковника II. И.

Новосельского приступила к возрождению участка Белгород – Харьков. На

участке в 79 км были разрушены 61 км рельсов, все мосты, трубы, стрелочные

переводы. Железнодорожники восстанавливали мосты временно, с

применением рамных опор и шпальных клеток с деревянными и

металлическими пакетными пролетными строениями. Одним из сложных

объектов был мост через реку Лопань неподалеку от станции Харьков –

Сортировочный. Его возрождали опытные мостовики из мостоотряда № 2 И.

Ю. Баренбойма.

Множество мостов, путепроводов, станций, пересечение путей

представлял Харьковский узел. Но восстановители 7-й железнодорожной

бригады не спасовали перед трудностями. Они первыми приступили к

расчистке и восстановлению Свердловского путепровода. Мостовики

мостоотряда № 2 возрождали Гончаровский путепровод, открывавший путь

поездам на Мерефу и Основу.

28 августа 1943 г. через пять дней после освобождения Харькова бойцы

железнодорожники приняли первый поезд. Это была трудная, но очень

радостная победа военных железнодорожников [14, с. 199, с. 266]. Путейцы 62-

го восстановительного батальона майора А. И. Цаплина и 68-го батальона

майора М. Я. Кожевникова обеспечивали восстановление путей и стрелочных

переводов на Харьковском железнодорожном узле. Ударными темпами

восстанавливался и мостовой переход через реку Уда на участке Готня –

Шпаковка. Этот переход имел два раздельных моста. Оба они были разрушены

нашими войсками еще в 1941 году. Гитлеровцы восстановили правый мост, но

при отступлении разрушили его. В августе 1943 года восстановительные

работы вели две роты 33-го мостового батальона и мостовые роты 60-го, 117-го

восстановительных батальонов, монтажники горема-19. Следует отметить, что