15
до этого 7-я железнодорожная бригада не имела опыта восстановления
железнодорожных мостов. К 25 августа 1943 г. мост был восстановлен.
По мере развернувшегося наступления войск Воронежского фронта
протяженностью ж. д. сети в тылу фронта постоянно возрастала. Темпы
восстановления железных дорог во второй половине 1943 года были
значительно выше, чем ранее. Только за 20 дней в полосе наступления
Воронежского и Степного фронтов из 600 км освобожденных от врага
магистралей было восстановлено 475 км (79,2%) [15, с. 197]. В ходе
Белгородско-Харьковской операции на Воронежском фронте удалось довести
длину ж. д. колеи до 1456 км. В сентябре – октябре 1943 г. воины-
железнодорожники вернули в строй действующих 7210 км железнодорожных
линий [16, л. 22, с. 209], из них 6 тыс. км (83,2%) было перешито и
восстановлено в тыловых границах Воронежского (1-го Украинского фронта)
[17, 6]. На отдельных направлениях темпы восстановления доходили 15-17,6 км
в сутки, несмотря на сильное разрушение участков [18, л. 298, л. 304, с. 270].
«21 сентября вечером передовые соединения Воронежского фронта
вышли к Днепру западнее Переяслав-Хмельницкого. Войска Степного фронта
прорвали оборону врага на промежуточных рубежах и 23 сентября освободили
Полтаву. Важнейшей задачей железнодорожных войск фронта стало
восстановление магистрали от Полтавы до Дарницы. У Полтавы через Воркслу
– большой мост. Его необходимо было восстановить к моменту готовности
линии Харьков – Полтава. Это дело мы поручили отряду И. Ю. Баренбойма. В
помощь ему выделили мостопоезд [МВП – 424 Н. И. Полякова]. На введение в
строй всей магистрали ГКО установил жесткий срок – 25 суток. Длина трассы
была свыше 350 километров. Чтобы уложиться в этот срок, каждый день
должны бы сдавать 14 километров готового пути. На восстановление решили
поставить все три бригады и спецформирования. Всю трассу разделили на
участки. Участок от Полтавы до Ромодана поручили восстанавливать 14-й
бригаде, горему № 7 и связьрему №10; от Ромодана до Гребенки – 7-й бригаде,
горему № 19, части сил 14-й бригады и горема № 7; участок Гребенка –
Дарница поручался 19-й бригаде и горему № 7, связьрему № 14.
Водоснабжение всей магистрали обеспечивал водрем №13», – вспоминал
бывший начальник УВВР-3 П. А. Кабанов [19, с. 206-207].
В 1943 г. наибольший вклад в возрождение фронтовых железных дорог
среди формирований НКПС страны внес коллектив УВВР-3 Воронежского
фронта, восстановив 3851 километр освобожденных магистралей. Трудовой и
воинский подвиг восстановителей-железнодорожников стал одним из
важнейших факторов успешного наступления войск Воронежского (1-го
Украинского) фронта (командующий – генерал армии Н. Ф. Ватутин),
освободивших Левобережную Украину осенью 1943 г.
Библиографический список:
1. Восстановители железных дорог. М., Трансжелдориздат, 1945. с. 4.