37
бедность может стать сильным искушением для человека,
озлобить его, ввергнуть в пучину отчаяния (Пс.61.11)» [5].
Синтетической формой всех средств народной
педагогики являются религиозные праздники.
Рождество Христово и Пасха у православных
христиан являются главными праздниками. Люди
связывают эти праздники с расцветом добрых чувств –
единением людей, с надеждой на будущее счастье.
Подготовка к праздникам и их проведение сопровождается
положительными эмоциями, что проверено многими
поколениями. Религиозные праздники ориентируют на
развитие действенности. Проведение праздника связано с
организацией коллективных дел (участие в праздничных
богослужениях, уборка дома к празднику, приготовление
праздничных блюд) и гуманизмом (обычай дарить подарки,
доброжелательное отношение к окружающим). Объяснение
учащимся смысла праздников, безусловно, повышает их
воспитательный потенциал. С этой целью можно
использовать влияние художественного слова. Вот как
описал обсуждение участия детей в праздновании Пасхи в