ный мир войны, ставший его бытом. Чувства часто названы не прямо, оттенки и
переходы их не зафиксированы, а спрятаны за детали внешнего мира,
проявляются в поступках.
Николай Гумилев ведет подробнейший дневник военных действий. Весь
1915 год корреспонденции писателя с фронта под названием «Записки кавалери-
ста» печатались в петербургской газете «Биржевые ведомости» в рубрике «Лето-
пись войны». С внутренним убеждением выходил Гумилев на поле брани, сража-
ясь за веру, царя и Отечество, как делали его отцы и деды: «Наступать – всегда
радость, но наступать на неприятельской земле – это радость, удесятеренная гор-
достью, любопытством и каким-то непреложным ощущением победы».
И воистину светло и свято
Дело величавое войны,
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
В творческой судьбе
Михаила Пришвина
война сыграла
особенную роль. На фронте, куда он попадает в качестве
корреспондента, к нему приходит постижение природы, как части
космоса, то есть мира упорядоченного, осмысленного человеком,
внутри же хаоса, который приносит война, места природе не находится. На войне
он обнаруживает связь природы с творческой природой человека и поднимает
вопрос о соизмеримости природного и человеческого ритма, о природе
сопереживающей, сочувствующей или «равнодушной». Кроме того, война
обострила восприятие отдельных картин природы. Они сложились в мощную
общую картину весны. Природа осознается Пришвиным как та сфера, в которой
он с определенностью чувствует себя художником. Военная тема интересно и
разнообразно звучит в дневниках, М. Пришвина, которые представляют собой
уникальный документ, хронологически охватывающий пятьдесят лет (1905-1954)
– годы катастрофической ломки всех форм жизни. Текст дневников воссоздает
подлинное лицо целой эпохи, связанное с процессом переустройства мира, в ко-
тором существование и творческая деятельность личности неминуемо сопряжены
с трагедией. Пришвин ощущает себя выразителем этого, в его понимании, главно-
го содержания эпохи: «Хочется и надо – это у меня с первого сознания, между
этими скалами протекла вся моя жизнь».
Дневники М. Пришвина открывают новую грань его творческой индивиду-
альности, представляют его как писателя социального. По дневникам можно
проследить его формирование как художника слова. Они содержат
огромный пласт исторических и жизненных реалий, являют собой
кладовую «заготовок» для множества его произведений
.
В Дневнике 1914 года ведущей темой становится Первая миро-
вая война. Но предметом внимания писателя являются не военные
события сами по себе. Война становится своеобразной призмой,
сквозь которую воспринимается теперь образ России. Встает вопрос о