В очерках и рассказах А. Толстого не теряется из виду чело-
веческая сущность солдат, прапорщиков, офицеров. Писатель не
дает забыть читателю, что нынешний солдат – это вчерашний кре-
стьянин, русский человек, с его хозяйственной приглядкой, сметкой,
хитрецой, по нужде взявший на себя кровавое дело войны.
Таков Аникин из рассказа «Обыкновенный человек», безы-
мянные солдаты очерков «По Галиции». Герой очерка «В окопах» -
молодой офицер, едущий прямо с позиций к родным в Киев, показан как
неделимо цельный человек, честно относящийся к своим фронтовым
обязанностям. В очерке «Отечество» писатель размышляет о Родине, о
национальном характере, привычках и обычаях русского народа. Страна и народ
показываются в очерке в разных ракурсах. В собранных врагами о ней сведениях
Родина предстает «грязной», «лезущей по швам», «доживающей последние дни».
Народ в глазах противника выглядит одуревшим «от водки и накануне мятежа»,
«при этом самый характер русского человека указывает на его неспособность ни
к сопротивлению, ни к преследованию трудных задач». Писатель формально со-
глашается с выводом неприятеля: «страна разваливается и мы накануне крупной
катастрофы», но видит русский народ по-другому: «Народ, еще не живший, но
мудрый, темный, но глубокий, грузный и грубый, но с нежным, бесконечно ясным
сердцем. » В изображении народа, узнавшего о начале войны, преобладает его
готовность к защите родной земли. Писатель видит проявление духовной основы
внутреннего человека в поведении русских людей, отправляющихся на войну, как
на должное занятие в их жизни: «Я видел художников, присяжных поверенных,
чиновников и просто молодых людей – все они опоясывались саблей весело,
радостно и спокойно». Никто не бахвалился и никто не трусил; все шли туда, как
на большое и героическое».
Очерк «На Кавказе» завершает «Письма с пути». В нем наиболее очевидна
традиция очерка «Кавказец» М. Ю. Лермонтова и «Севастопольских рассказов» Л.
Н. Толстого. Автор открывает читателю сферу длительного существования на
войне. Кавказская война воспринимается частью давней традиции: «…и война ве-
дется, не спеша, спокойно, как во времена Лермонтова и Льва Толстого».
Писатель сравнивает и сопоставляет войны: «Здесь храбрость и ловкость одного
человека – солдата или офицера – имеют существенное значение. На том фронте
за боевую единицу считают группу людей – взвод, роту, эскадрон; здесь один
человек может решить участь битвы». В центре повествования – проблема
духовного героизма, решимости, смекалки и мужества.
Алексей Толстой в своих произведениях стремился сформировать у читате-
ля чувство Родины, открыть высокий смысл человеческого существования.
Сотрудничество в качестве военного корреспондента крупной
газеты, которое стало для него важнейшим этапом в становлении
гражданского самосознания, в постижении русского характера, А.
Толстой изобразил в романе «Сестры». Само описание «чрезвычай-
ного редакционного заседания» большой литературной газеты «Сло-
во народа» исполнено неприкрытого сарказма. Превосходно изобра-