жена и реакция «матерых, бородатых либералов» на неожиданный взрыв патрио-
тизма и вставший вдруг вопрос о сотрудничестве с царской властью, против кото-
рой они столько лет «боролись». А действующим лицом в газетном мире является
некто журналист Антошка Арнольдов. Он принадлежит к обитателям телегинской
квартиры - балбесам, неучам, непризнанным гениям. Изображается он
несимпатично и насмешливо. Но вот объявлена война, и становится Арнольдов
военным корреспондентом. Состоялся разговор, удививший журналиста тем, что
полковник предупредил о тяжести предстоящих испытаний, о необходимости
трезвого, не замутненного хмелем патриотических воспарений взгляда на войну.
Антошка пишет статью, где читаем: «При громовых словах: «Отечество в опасно-
сти» - народ поднялся, как один человек. Гнев его будет ужасен. Отечество - мо-
гучее, но забытое нами слово. С первым выстрелом германской пушки оно ожило
во всей своей девственной красоте и огненными буквами засияло в сердце каждо-
го из нас...» Антошка писал: «... Мы вступаем в героическую эпоху. Довольно мы
гнили заживо. Война - наше очищение».
Алексей Толстой в статье, опубликованной в «Правде» 27 июня 1941 года,
оглянется в прошлое: «Я помню четырнадцатый год, когда миллионы людей полу-
чили оружие в свои руки. Сибирские корпуса прямо из вагонов кидались в шты-
ковой бой, и не было в ту войну ничего страшнее русских штыковых атак». Не-
возможно отрицать истинный патриотизм множества мужиков, одетых в солдат-
ские шинели, патриотизм множества вчерашних учителей, студентов, служащих,
надевших погоны, патриотизм лучшей части кадрового офицерства. Погибая, они
защищали Россию.
Уже в самом начале Первой мировой войны Л. Андреев высказал мысль о
том, что война имеет две летописи: первая - это свод фактов, имен, вторая - «по-
казания» очевидцев, письма, стихи, настроения общества. Эта вторая и есть «на-
стоящая, доподлинная история человечества». Что представляют собой художест-
венные «показания» современников войны - поэзия и проза, прямо или косвенно
связанные с темой войны, составляющие сердцевину собственно военной литера-
туры? Писатели-фронтовики продолжали развивать темы, известные предшест-
вующей литературе. Зазвучали новые вопросы и проблемы: изменение отношения
к русской армии, офицерству; глубинное, народное осознание войны как всеоб-
щей беды; осмысление войны как страдания, за которым последует очищение,
покаяние; ощущение войны как раскрепощенной жестокости, проявившей себя в
последующих революционных событиях.
Подлинно художественных произведений, вышедших в годы войны отдель-
ными изданиями, действительно не так уж много. Именно поэтому необходимо
особое внимание к художникам, которые откликнулись на это событие и внесли
свой вклад в познание войны, человека с ружьем, нации во время войны.
Обзор подготовила Т.Б. Зюбина