уничтоженными понятия о добре и зле, обесцененными нравственные принципы.
За один день мальчики превратились в солдат, чтобы вскоре быть бессмысленно
убитыми. Они постепенно осознали свое ужасающее одиночество, свою старость и
обреченность: «Из клетки войны выход один – быть убитым».
Молодым героям романа всего по девятнадцать лет. Все, что казалось
святым и незыблемым, перед лицом ураганного огня и братских могил – ничтожно
и никчемно. У них нет никакого жизненного опыта. То, что они учили в школе, не
может помочь облегчить последние муки умирающего, научить
ползти под огнем, тащить раненого, сидеть в воронке. Для этой
молодежи война ужасна вдвойне, так как они не понимают, во имя
чего посланы на фронт, во имя чего должны убивать французов и
русских.
В романе Ремарка – жестокая правда и тихий пафос непри-
ятия войны, что определило жанровые особенности книги как пси-
хологической повести-плача. Автор не ставит своей целью
докапываться до истинных виновников войны. Ремарк убежден, что политика –
это всегда плохо, это всегда вред и зло для человека. Единственное, что он может
противопоставить войне, - это мир природы, жизнь в ее нетронутых формах:
чистое небо над головой, шелест листвы. Силы герою идти вперед дает
прикосновение к земле.
Роман стал обвинительным документом, потому что Ремарк ярко раскрыл
трагедию целого поколения, показывая жестокий лик войны. Пауль Боймер
говорит от имени целого поколения – живых, но духовно убитых войной. Их
позднее назовут «потерянное поколение». «Война сделала нас никчемными
людьми, мы отрезаны от разумной деятельности, от человеческих стремлений, от
прогресса. Мы больше не верим в них», - говорит Боймер.
Начавшаяся Первая мировая война вносит новую струю в творчество
Алек-
сея
Толстого.
В 1914-1916 гг. как военный корреспондент газеты «Русские
ведомости» он совершил ряд поездок на фронт, был в Англии и
Франции, опубликовал серию очерков и рассказов о войне. Его
статьи регулярно появлялись на страницах газеты. Они выгодно
отличались не только литературными достоинствами, но и трезвым,
мужественным отношением к войне. Статьи создавались как
путевые заметки под общим названием «Письма с пути». В
названиях передан ход военных действий, т. е. обозначены
географические места боев: «По Волыни», «По Галиции», «На
Кавказе». Позже были присоединены очерки «В окопах», «Пленные», «Париж».
Лишь в первых статьях заметны волнение предчувствий и пафос патриотизма, ох-
ватившие писателя. Затем он становится деловит, суховат, более убедителен.
Писатель нарочно стремится снизить облик и поступки человека на войне, но и не
забывает напомнить читателю, что «не до разговоров…».