У древних египтян существовало представление о ми-
лосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуж-
дающимся. Письменные источники по Древнему Египту
донесли до нас слова вельможи Пиопинахта
: «Я давал
хлеб голодному, одевал нагого»,
а в «Поучении Птахотепа»
говорится:
«Не будь алчен по отношению к родичам сво-
им, мольбы кротких могущественнее силы».
Таким образом, у древних египтян уже имеется твер-
дое представление о милосердии -
«вспомоществование
» и
«бескорыстие».
В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему,
взаимоуважение и поддержка были одними из важней-
ших нравственных заповедей. Это входило у древних ки-
тайцев в понятия «гуманность», «справедливость и долг».
Они входили в китайскую этическую систему «пяти по-
стоянств», разработанную Конфуцием и обозначающую
отношения между ближними:
«отцовская любовь, сынов-
няя почтительность, дружественное отношение стар-
шего брата к младшему, почтительное отношение
младшего брата к старшему, согласие между супруга-
ми».
Средством поддержания справедливого порядка Кон-
фуций называл не закон, а соблюдение традиций и мо-
ральных основ, закрепляющих некий образ идеального
поведения, основанного на соблюдении меры во всем,
что должно побуждать человека к уступкам и компромис-
сам. В древнекитайских текстах можно встретить сле-
дующее высказывание, развивающие данную идею:
«Почитая своих старших, распространяйте (это почита-
ние) и на старших других людей. Любя своих детей, рас-
С
овершим небольшой экскурс
в прошлое...