нолетия, а затем получали от государства полное воору-
жение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказы-
валась помощь в виде даровой раздачи или дешевой про-
дажи хлеба, закупленного казной.
Демократическое устройство требовало новой, необхо-
димой и обязательной системы милосердной деятельно-
сти, в основе которой было попечительство над бедными.
Так, с усложнением города-государства изменяется ин-
ститут благотворительной деятельности и объект этой
деятельности. Если первоначально получали припасы и
деньги лишь полноправные граждане, то впоследствии
эти задачи были распространены на всех свободных бед-
няков без различия.
Проблема организации социальной помощи стояла и
перед правителями Древнего Рима. Пытаясь обеспечить
порядок в государстве филантропическим путем, Август
учредил специальные должности чиновников, отвечав-
ших за организацию общественных работ, за распределе-
ние хлеба среди народа; при Клавдии появляются чинов-
ники, отвечавшие за опеку сирот. Тем самым государст-
венная филантропия впервые приобретала социально ор-
ганизованный характер с системой управления, подчине-
ния и контроля. Формы взаимопомощи возникали и без
участия государства. Известно, например, о существова-
нии так называемых "
похоронных товариществ
", глав-
ной целью которых было предоставление своим членам
приличного погребения.
В общественном сознании также возникали идеи не-
обходимости организации системы государственной по-
мощи нуждающимся. Так, например, римский писатель и
ученый Плиний Старший считал, что
«нужно разыски-
вать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окру-
жая их как бы товарищеским союзом».
Политический
деятель и писатель Цицерон считал, что
«нет ничего со-
гласного более с природой человека, чем благотворитель-
ность».
Так в сознании людей укреплялась мысль, что бо-
гатство и расточительность являются своеобразной обще-