Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  5 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 16 Next Page
Page Background

Уже в героический период в силу религиозных верова-

ний чужестранцы и нищие считались находящимися под

особым покровительством Зевса. Кроме того, предполага-

лось, что сами боги зачастую странствуют по земле под

видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встре-

чали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и

только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем прие-

хал; при отъезде давали ему хорошие подарки. К нищим

также проявляли сострадание, давали милостыню, при-

ют, иногда - одежду и обувь, приглашали к участию в

пиршествах.

Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые

общественные гостиницы для приезжих, существовавшие

на государственный счет. Размещение в гостинице не

требовало денег, но о собственном пропитании приезжий

должен был заботиться сам.

Поддержка бедных была одной из важнейших забот в

греческих городах-полисах. Часто устраивались раздачи

неимущим гражданам припасов и денег. Перикл даже

раздавал деньги нуждающимся гражданам на посещение

театров и народных собраний. Это был обычай, общий

для всех демократических городов-государств. В Древней

Греции особое внимание уделялось уходу за больными в

так называемых «

ятрейях

». В то же время принимались

меры для призрения военных инвалидов, которые вместе

с семейством содержались за счет государства. Солону

(640/635-559 гг. до н. э.) приписывается закон, согласно

которому все граждане, изувеченные на войне, содержа-

лись за счет государства. Позднее это постановление бы-

ло распространено на всех неспособных к труду неиму-

щих.

Размер пособия (1-2 обола в день) назначался народ-

ным собранием, а права «пенсионеров» определялись со-

ветом собрания. Периодически они были обязаны являть-

ся в совет для освидетельствования, под угрозой лишения

пенсии. Сыновья воинов, убитых на войне, также воспи-

тывались на государственный счет до своего совершен-