Уже в героический период в силу религиозных верова-
ний чужестранцы и нищие считались находящимися под
особым покровительством Зевса. Кроме того, предполага-
лось, что сами боги зачастую странствуют по земле под
видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встре-
чали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и
только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем прие-
хал; при отъезде давали ему хорошие подарки. К нищим
также проявляли сострадание, давали милостыню, при-
ют, иногда - одежду и обувь, приглашали к участию в
пиршествах.
Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые
общественные гостиницы для приезжих, существовавшие
на государственный счет. Размещение в гостинице не
требовало денег, но о собственном пропитании приезжий
должен был заботиться сам.
Поддержка бедных была одной из важнейших забот в
греческих городах-полисах. Часто устраивались раздачи
неимущим гражданам припасов и денег. Перикл даже
раздавал деньги нуждающимся гражданам на посещение
театров и народных собраний. Это был обычай, общий
для всех демократических городов-государств. В Древней
Греции особое внимание уделялось уходу за больными в
так называемых «
ятрейях
». В то же время принимались
меры для призрения военных инвалидов, которые вместе
с семейством содержались за счет государства. Солону
(640/635-559 гг. до н. э.) приписывается закон, согласно
которому все граждане, изувеченные на войне, содержа-
лись за счет государства. Позднее это постановление бы-
ло распространено на всех неспособных к труду неиму-
щих.
Размер пособия (1-2 обола в день) назначался народ-
ным собранием, а права «пенсионеров» определялись со-
ветом собрания. Периодически они были обязаны являть-
ся в совет для освидетельствования, под угрозой лишения
пенсии. Сыновья воинов, убитых на войне, также воспи-
тывались на государственный счет до своего совершен-