- Опека над женщинами;
- Попечительство над безумными;
- Попечительство над расточителями.
Таким образом, и в Древней Греции, и в Древнем Ри-
ме особое развитие получила филантропическая деятель-
ность, осуществлявшаяся как государством, так и част-
ными лицами и означавшая зачастую любое доброе начи-
нание: сюда могли входить как раздача денег и хлеба,
так и устройство празднеств и зрелищ.
Но
«древнейший мир не мог возвыситься до полного
уважения всякой личности, как личности. Это прямо
противоречило его духу»
. (
Афанасьев Н. Историческое развитие вопро-
сов о призрении в России.//Отечественные записки. 1850. Т.72. – 123с.
)
Разделяют эту точку зрения Брокгауз Ф. А. и Ефрон И.
А., которые считали, что благотворительность была чужда
классической древности.
«Древние греки и римляне ста-
рались по возможности избегать самого вида нищеты,
которая внушала им одно лишь отвращение и ужас;
встретить нищего считалось даже дурным предзнаме-
нованием».
Богатых греков и римлян общество заставляло
отдавать часть доходов на обустройство городов. Но про-
дукты этой щедрости - общеполезные сооружения и ме-
роприятия - должны были делаться достоянием не только
бедных, но и богатых. И эта помощь раздавалась лишь
свободным гражданам, на рабов эти милости не распро-
странялись.
Заканчивая разговор о Древнем Риме, нельзя не упо-
мянуть и еще об одном факте.
Сегодня, хоть и не очень часто, но можно услышать
слова «меценат», «меценатство». Слова не совсем привыч-
ные для нас. Все их слышали хотя бы раз в жизни, но
правильно объяснить суть этих терминов под силу далеко
не каждому. И это печально, поскольку наша страна все-
гда славилась тем, что благотворительность и меценатст-
во составляли неотъемлемую часть ее давних традиций.
Если спросить любого встречного,
что такое меце-
натство
, мало кто сможет вот так, сходу, дать вразуми-