пространяйте (эту любовь) и на чужих детей, и тогда
легко будет управлять Поднебесной. Поэтому, когда про-
являют милосердие, этого достаточно, чтобы защи-
тить всех в пределах четырех морей. Когда же не прояв-
ляют милосердия, то невозможно защитить даже жену
и детей».
Традиции милосердия, гуманного отношения к ближ-
нему, сострадания были присущи духовной культуре и
древней Индии. В гимнах «Ригведы» имеются такие сло-
ва:
«Богатства подающего не уменьшаются... Тому, кто
имея пищу, пожалеет ее для слабого, просящего подая-
ния, кто не внемлет страждущему, пришедшему к нему
(за помощью), и кто занимается (только своими собст-
венными удовольствиями) перед лицом страждущего, -
тому человеку не будет утешения».
Добродетель - это
повиновение закону Божию, включающее в себя любовь
к человеку.
В религиозных книгах древних индийцев можно
встретить высказывания:
«Будь благосклонен ко всем жи-
вым существам, радуйся при виде добродетели, состра-
дай и сочувствуй страдающим, будь терпим к праздным
и ведущим себя дурно».
Позднее стали появляться правовые документы регу-
лирующие социальное взаимодействие - самый извест-
ный из этих документов «Законы Ману». В них описыва-
лось формы брака, механизмы усыновления, особенности
наследования имущества.
Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворитель-
ной деятельности получили свое развитие в духовной
культуре античного мира.
В Древней Греции считалось долгом поддерживать
бедных, потому что эти нуждающиеся состояли в родстве
или были так называемыми клиентами тех семейств,
предки которых были основателями города-государства.
Именно в древнегреческих полисных государствах были
заложены основы государственного регулирования благо-
творительности и призрения.