ственной повинностью, направленной на пользу сограж-
дан и государства. Однако идея милосердия, помощи
бедным отнюдь не встречала однозначной поддержки.
Например, Гораций подвергает осмеянию «
грязную бед-
ность
».
Особое внимание в античном Риме уделялось благо-
творительной помощи и призрению осиротевших и поки-
нутых детей, детей бедных родителей, которых много
появилось на закате Римской империи. Эта помощь осу-
ществлялась на государственном уровне. При императо-
рах Нерве и Траяне различные поместья скупались госу-
дарством и отдавались в аренду или получали ссуду под
залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей,
особенно сирот. Одновременно с государственной благо-
творительностью существовала муниципальная. С увели-
чением имущественного неравенства, пауперизации сво-
бодных ремесленников и землевладельцев только бедные
граждане имели право жить за счет казны. Тит Ливии со-
общает, что бедные граждане Рима имели право жить за
счет казны, причем их нельзя было использовать на
«грязных низких работах и ремеслах».
Римляне военным
инвалидам давали земельные участки и назначали в их
пользу часть добычи, а впоследствии денежное содержа-
ние.
В период с II в. до н. э. по II в. н. э. оформилась право-
вая система древнего Рима — так называемое римское
право. В нем существовал и ряд статей, прямо или кос-
венно касавшихся проблем призрения:
Усыновление - двух видов: для получения наследника
при отсутствии собственных детей и усыновления для по-
лучение дополнительной рабочей силы в семью.
Опека и попечительство - была призвана выразить за-
боту об опекаемых, так как по римскому праву они не
имели ни имущества и возможности им самостоятельно
распоряжаться. Виды опеки и попечительства выделяли
в зависимости от зависимости от объекта опеки:
- Попечение о несовершеннолетних;