И великий князь поручил упомяну-
тых горожан Церкви, официально
признав их «
церковными людьми
»,
ввел «Правила о церковных людях и
о десятинах и судах епископских и
о мерилах градских», содержащие
указание предоставить нуждаю-
щимся
церковное
призрение.
«Убогие... монастыри и бани их, вра-
чи, их больницы даны Патриарху,
или Митрополиту, или Епископу,
...да ведет их гой и управу дает и
рассуждает».
Отныне в Киевской
Руси
«нищих кормление и чад мног,
страньным прилежание, сиротам и
убогим промышление, вдовам посо-
бие, девицам потребы, обидным за-
ступленье, в напастех поможенье,
в пожаре и в потопе, пленным иску-
пленье, в гладе прекормление, в ху-
добе умирая покровы и гробы»
- пре-
рогатива Церкви. Правомерен во-
прос об источниках средств на ис-
полнение столь многочисленных
обязательств. Великий князь предусмотрел его и ввел де-
сятину. Было решено жертвовать десятую часть княжьих
доходов на содержание Церкви, а той, в свою очередь,
вменялось в обязанность использовать определенную до-
лю полученных средств на дела милосердия.
Воплотить добродеятельное распоряжение в повсе-
дневную практику оказалось затруднительно. Исполне-
ние «Правил о церковных людях...» поручалось учрежде-
ниям, которых на Руси не существовало. Таким образом,
великий князь Владимир сделал первый шаг на долгом и
трудном пути организации и законодательного закрепле-
ния службы призрения убогих.
Летопись под 996 г. не без удивления сообщает, как