Владимир порывался буквально выполнить евангеличе-
ский завет любви, милосердия и нищелюбия:
«повелел
всякому нищему и убогому приходить на двор княжь и
взимати всяку потребу — питье и ядение и от скотниц
кунами (т. е. из казны монетой). Устрой же и се рек:
«Яко немощный и больные не могут долезти Двора моего»
— повелел пристоити кола (т. е. телеги) и вскладаше
хлебы, мяса, рыбы, овощ разноличный, мед в бчелках, а в
других квас, возите по городу, вопрошающе: где больной и
нищ, не могы ходити? Тем раздаваху на потребу».
Щед-
рость деяний князя поражает явно любующегося им пра-
вославного хрониста.
Еще одним документальным свидетельством могут
служить слова летописца монаха Иакова:
«Не могу сказа-
ти многие его милостыни. Не токмо в дому своем мило-
стыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином,
но по всей земле Русской: и в градах, и в селах, везде ми-
лостыню творяше, нагие одевая, странныя покоя мило-
стию, нищие и сироты, и вдовицы, и слепые, и хромые, и
трудоватые — вся милуя и одевая и накормяя и напояя».
Сообщая о военных успехах князя Владимира, лето-
пись отмечает, что при распределении трофеев князь
«
убогим милостив был
».
«Митрополит Илларион, нанизы-
вая добродетели на словесную нить панегирика Влади-
миру, восхваляя его филантропию, ставит наряду с ней
его функции власти, добро социальное: «правду и кре-
пость». <...> Это не откуп только куском хлеба или гро-
шиком на жалобную просьбу нищего у окна, а активное
снабжение из государственного центра по столице, по
городам и захолустьям срочной помощью нуждающихся,
здоровых и немощных...».
Святой Владимир Уставом 996 г. официально вме-
нил в обязанность духовенству заниматься обществен-
ным призрением, определив десятину на содержание мо-
настырей, церквей, богаделен и больниц. В течение мно-
гих веков Церковь и монастыри оставались средоточием
социальной помощи старым, убогим и больным.