ный в кругу православной семьи, отпрыск купеческого рода
оказывался личностью более цельной и более «теплой» по отно-
шению к окружающим. Может, он не столь тонко разбирался в
современных ему культурных явлениях, зато действиями его с
младых ногтей руководила величайшая Христова заповедь:
возлюби ближнего твоего как самого себя.
Отсутствие систематического образования не мешало Пер-
ловым быть людьми умными и всесторонне развитыми, нахо-
дить контакт с самыми разными по общественному положе-
нию людьми. По свидетельству современников об С. В. Перло-
ве,
«люди высокого положения, ученые, деловые… находили
удовольствие в беседе с ним и относились к нему с искренним
уважением; люди маленькие чувствовали себя у него как до-
ма, просто -- задушевная речь его ободряла и поднимала
их»
[25]. Перловы, как и П. М. Третьяков, - и в отличие от Щу-
киных и Мамонтова, пришли к благотворительности не круж-
ным, через познание искусства, но прямым маршрутом - пу-
тем веры.
Высшей наградой для всего семейства стало пожалование
его членов в потомственное дворянское достоинство. Это со-
бытие состоялось в 1887 году. Потомственное дворянство Пер-
ловым дали с формулировкой:
«Во внимание к столетней дея-
тельности рода Перловых на поприще торговли и в воздаяние
их заслуг»
[26].
Вместе с дворянским достоинством Перловы получают фа-
мильный герб с изображением
на лазоревом фоне чайного
куста, шести крупных жемчу-
жин и девизом «Честь в труде»,
а также звание поставщиков
императорского двора, кото-
рое давало им право помещать
на фирменных этикетках изо-
бражение
государственного
герба. Немногие купеческие
фамилии удостаивались такой
чести!
Но все, чего Сергею Ва-
сильевичу удалось достичь к
1891 году, было для него лишь
приготовлением к исполнению
главного дела его жизни.
Как уже говорилось выше,