отцом Амвросием, Анна Яковлевна рассказала ему о Сергее
Васильевиче.
«Никогда не зови его с собой в Оптину»,
- строго
сказал старец. -
«Он сам приедет»
[31]. Предсказание старца
сбылось. В 1885 году 50-летний С. В. Перлов, к большой радо-
сти жены, выразил желание поехать вместе с ней в Оптину.
Эта поездка и в наши дни, по асфальтовой трассе, занимает
пять часов на автобусе, а в конце XIX века, на лошадях, была
путешествием не из легких. Анна Яковлевна, зная горячность
натуры мужа, опасалась, что он не выдержит тягот долгого пу-
ти по плохой погоде и повернет назад, но Сергей Васильевич
доехал до обители, всю дорогу пребывая в самом благодушном
расположении духа. Возле кельи старца, как всегда, толпился
народ. Внимание Перлова привлекла бабушка с мальчиком.
«Зачем ты приехал к отцу Амвросию?
- спросил он мальчика. -
Ты хочешь просить у него помощи?»
Тот обиделся:
«У меня
умерла мать, и мы с бабушкой приехали спросить батюшку,
как нам теперь жить»
[32]. Серьезный ответ ребенка поразил
Сергея Васильевича. С этих пор он сам стал спрашивать отца
Амвросия, как ему жить, советоваться с ним во всяком начи-
нании.
В первый же приезд С. В. Перлова в Оптину он пожелал
посетить общину сестер шамординских. Ныне, приезжая в
Шамордино, путешественник видит величественный мона-
стырь, состоящий из множества построек. Тогда же, в 1885
году, обитель состояла из небольшой церкви и четырех-пяти
домиков. Перлову небольшая эта пустынька понравилась, он
внес первое пожертвование на ее нужды
«из любви к старцу
Амвросию»
и… уехал с тем, чтобы вновь ненадолго вернуться
сюда лишь через четыре года, когда отец Амвросий гостил по
летней поре в Шамордине[33].
По прошествии еще двух лет обитель оказалась придавлена
тяжкой глыбой несчастья. После Пасхи 1891 года настоятель-
ница обители, мать Евфросиния, тяжело заболела и ослепла.
Она хотела подать в отставку, но Амвросий не благословил:
«Сама не подавай, а если велит подать начальство, то по-
дай».
А еще через полгода закончился земной срок самого стар-
ца. К этому моменту на территории обители было множество
неоконченных построек, в их числе - поистине огромный Ка-
занский собор. Средств не то что на строительство, даже на
житье не было - и взять их было неоткуда. Больше трехсот
«шамординок», из которых многие были бедными, больными,