Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  126 / 158 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 126 / 158 Next Page
Page Background

В последней четверти XIX века, после значительного упад-

ка религиозности, пришедшегося на середину столетия (в осо-

бенности на 1860-е годы), в обществе набирает силу христиан-

ское чувство. Некоторые исследователи даже пишут о

«православном возрождении» относительно этого времени. На

волне религиозного ренессанса восстанавливаются закрытые

приходы, появляются новые иноческие обители. Выдающийся

русский философ и публицист К. Н. Леонтьев говорит о том,

что «женские общины… открываются беспрестанно, и они пол-

ны»[29]. В качестве образца Константин Николаевич приводит

Шамординскую Казанскую общину, которая, по его словам,

«…

в течение каких-нибудь пяти лет из ничего создалась»

при по-

мощи и попечительстве оптинских старцев и в которую идут

не только простые женщины, но также образованные и обес-

печенные - и даже обращенные из нигилизма[30].

Действительно, Шамординская обитель менее чем за чет-

верть века превратилась из малозаметной пустыньки под Ко-

зельском в значительный по размерам хозяйства монастырь и

крупный духовный центр. Здесь к началу XX века подвизалось

около 800 сестер самого разного звания и происхождения. Ис-

тория ее возвышения в тугой узел связана с жизнью Сергея

Васильевича Перлова.

Супруга Сергея Васильевича, Анна Яковлевна, многие годы

находилась под духовным водительством старца Амвросия Оп-

тинского. Того самого, который в 1884 году основал на средст-

ва своей духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой)

Шамординскую Казанскую женскую пустынь. Именно сюда

отец Амвросий, к которому стекался народ со всей земли Рус-

ской, отправлял одиноких, больных или просто не имеющих

средств к существованию женщин. Здесь же его стараниями

была устроена богадельня, а также приют для сирот и брошен-

ных детей. При жизни старца над пустынью постоянно висел

вопрос: кто будет в дальнейшем давать деньги на развернув-

шееся здесь масштабное строительство? Старец спокойно от-

вечал:

«Придет человек и все сделает

». Действительно, промы-

сел Божий не оставил обитель и ее сестер.

Как это часто бывает, благочестивая жена указует мужу

дорогу, ступив на которую, он с каждым шагом приближается

к Богу. Будучи духовной дочерью отца Амвросия, Анна Яков-

левна регулярно ездила из Москвы в Оптину пустынь одна, без

мужа. В первую же ее поездку в Оптину, во время беседы с