В последней четверти XIX века, после значительного упад-
ка религиозности, пришедшегося на середину столетия (в осо-
бенности на 1860-е годы), в обществе набирает силу христиан-
ское чувство. Некоторые исследователи даже пишут о
«православном возрождении» относительно этого времени. На
волне религиозного ренессанса восстанавливаются закрытые
приходы, появляются новые иноческие обители. Выдающийся
русский философ и публицист К. Н. Леонтьев говорит о том,
что «женские общины… открываются беспрестанно, и они пол-
ны»[29]. В качестве образца Константин Николаевич приводит
Шамординскую Казанскую общину, которая, по его словам,
«…
в течение каких-нибудь пяти лет из ничего создалась»
при по-
мощи и попечительстве оптинских старцев и в которую идут
не только простые женщины, но также образованные и обес-
печенные - и даже обращенные из нигилизма[30].
Действительно, Шамординская обитель менее чем за чет-
верть века превратилась из малозаметной пустыньки под Ко-
зельском в значительный по размерам хозяйства монастырь и
крупный духовный центр. Здесь к началу XX века подвизалось
около 800 сестер самого разного звания и происхождения. Ис-
тория ее возвышения в тугой узел связана с жизнью Сергея
Васильевича Перлова.
Супруга Сергея Васильевича, Анна Яковлевна, многие годы
находилась под духовным водительством старца Амвросия Оп-
тинского. Того самого, который в 1884 году основал на средст-
ва своей духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой)
Шамординскую Казанскую женскую пустынь. Именно сюда
отец Амвросий, к которому стекался народ со всей земли Рус-
ской, отправлял одиноких, больных или просто не имеющих
средств к существованию женщин. Здесь же его стараниями
была устроена богадельня, а также приют для сирот и брошен-
ных детей. При жизни старца над пустынью постоянно висел
вопрос: кто будет в дальнейшем давать деньги на развернув-
шееся здесь масштабное строительство? Старец спокойно от-
вечал:
«Придет человек и все сделает
». Действительно, промы-
сел Божий не оставил обитель и ее сестер.
Как это часто бывает, благочестивая жена указует мужу
дорогу, ступив на которую, он с каждым шагом приближается
к Богу. Будучи духовной дочерью отца Амвросия, Анна Яков-
левна регулярно ездила из Москвы в Оптину пустынь одна, без
мужа. В первую же ее поездку в Оптину, во время беседы с