И
сторический экскурс
в формирование российского
института благотворительности
Принятие христианства древней Русью в X веке, без-
условно, означало шаг вперед в нравственном развитии
древнерусского общества. Ведь до принятия христианст-
ва на Руси, где господствовало язычество, связанное с
поклонением множеству богов и природных стихий, су-
ществовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые с
идеей милосердия.
Благотворительность, как таковая отсутствовала, а
самой распространённой формой "милосердия" был обы-
чай добить раненого, в том числе, и своего соплеменника,
чтобы "не мучился". Знаете, откуда идут корни выраже-
ния
"салазки смазать
", то есть умереть? Оттуда, из язы-
ческих времен. В те тёмные времена престарелых роди-
телей, немощных родственников ритуально убивали: при-
вязывали к салазкам (саням) и спускали в глубокий ов-
раг, где несчастные находили свою смерть.
И хотя в древней Руси отсутствовала смертная казнь,
и существовало гуманное отношение к рабам, все же бы-
ли человеческие жертвоприношения, жены сжигались
вместе с умершими мужьями, а мать имела право умерт-
вить новорожденную дочь, если семейство было много-
численным.
Первыми историческими свидетельствами о благотво-
рительности в Древней Руси принято считать договоры
князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о вы-
купе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет».
С Крещением же Руси
св. равноапостольным кня-
зем Владимиром,
а потому и с коренным изменением
народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближ-
нему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раз-
даче милостыни "
сирым и убогим
".
В древнерусском обществе любовь к ближнему виде-