Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  3 / 158 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 158 Next Page
Page Background

И

сторический экскурс

в формирование российского

института благотворительности

Принятие христианства древней Русью в X веке, без-

условно, означало шаг вперед в нравственном развитии

древнерусского общества. Ведь до принятия христианст-

ва на Руси, где господствовало язычество, связанное с

поклонением множеству богов и природных стихий, су-

ществовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые с

идеей милосердия.

Благотворительность, как таковая отсутствовала, а

самой распространённой формой "милосердия" был обы-

чай добить раненого, в том числе, и своего соплеменника,

чтобы "не мучился". Знаете, откуда идут корни выраже-

ния

"салазки смазать

", то есть умереть? Оттуда, из язы-

ческих времен. В те тёмные времена престарелых роди-

телей, немощных родственников ритуально убивали: при-

вязывали к салазкам (саням) и спускали в глубокий ов-

раг, где несчастные находили свою смерть.

И хотя в древней Руси отсутствовала смертная казнь,

и существовало гуманное отношение к рабам, все же бы-

ли человеческие жертвоприношения, жены сжигались

вместе с умершими мужьями, а мать имела право умерт-

вить новорожденную дочь, если семейство было много-

численным.

Первыми историческими свидетельствами о благотво-

рительности в Древней Руси принято считать договоры

князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о вы-

купе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет».

С Крещением же Руси

св. равноапостольным кня-

зем Владимиром,

а потому и с коренным изменением

народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближ-

нему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раз-

даче милостыни "

сирым и убогим

".

В древнерусском обществе любовь к ближнему виде-