Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  4 / 158 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 158 Next Page
Page Background

ли, прежде всего, в сострадании, а ее первым требовани-

ем признавали личную (частную) милостыню. Идея этой

милостыни ложилась в основу практического нравоуче-

ния, потребность в этом подвиге воспитывалась всеми

средствами духовно-нравственной педагогики. Любить

ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, на-

поить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Че-

ловеколюбие на деле означало нищелюбие. Благотвори-

тельность была не столько вспомогательным средством

общественного благоустройства, сколько необходимым

условием нравственного личного здоровья.

Целительная сила милостыни, с точки зрения право-

славного человека, заключается не только в том, чтобы

утереть слезы страждущему, отдавая часть имущества,

сколько в том, чтобы, глядя на его слезы и страдания, са-

мому пострадать с ним, пережить то чувство, которое на-

зывается человеколюбием. Древнерусский благотворитель

больше помышлял не о том, чтобы добрым делом поднять

уровень общественного благосостояния, а о том, чтобы

возвысить уровень собственного духовного состояния.

Древняя Русь понимала и высоко ценила личную, не-