ли, прежде всего, в сострадании, а ее первым требовани-
ем признавали личную (частную) милостыню. Идея этой
милостыни ложилась в основу практического нравоуче-
ния, потребность в этом подвиге воспитывалась всеми
средствами духовно-нравственной педагогики. Любить
ближнего – это, прежде всего, накормить голодного, на-
поить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Че-
ловеколюбие на деле означало нищелюбие. Благотвори-
тельность была не столько вспомогательным средством
общественного благоустройства, сколько необходимым
условием нравственного личного здоровья.
Целительная сила милостыни, с точки зрения право-
славного человека, заключается не только в том, чтобы
утереть слезы страждущему, отдавая часть имущества,
сколько в том, чтобы, глядя на его слезы и страдания, са-
мому пострадать с ним, пережить то чувство, которое на-
зывается человеколюбием. Древнерусский благотворитель
больше помышлял не о том, чтобы добрым делом поднять
уровень общественного благосостояния, а о том, чтобы
возвысить уровень собственного духовного состояния.
Древняя Русь понимала и высоко ценила личную, не-