посредственную благотворительность, милостыню, пода-
ваемую из рук в руки, притом тайком от постороннего
глаза.
В русской истории немало имен, которые совмещают-
ся с понятием «благотворительность». Императоры и им-
ператрицы оказывать помощь стремились в первую оче-
редь просвещению, рекомендовали определять детей в
обучение ремеслу или грамоте:
«… в которых, перво науча
их грамоте, научит ремеслу, какому кто похочет… А
таким бы способом многие науки и ремесла, которые ны-
не из иных чужих государств всегда требуют и дорогою
ценою купят или таких людей на тяжелых или великих
кормех призывают, на Москве б завелись», –
так гласил
указ о постройках богаделен и школ при них для нищих
детей в 1682 г.
Не раз русские князья в честь памятных событий в
истории своего княжения кормили нищих, вдов и сирот,
раздавали милостыню. Готовность к благотворительности
становилась неотъемлемой частью русского национально-
го самосознания.
Уже о святой равноапостольной
княгине Ольге
мы
знаем, что она одевала нагих и помогала вдовам, сиро-
там, нищим и другим нуждающимся. По
принятии
Русью Христианства благотворительность почиталась
обязательным условием спасения в Царствии Небесном.
Слово «милосердие», понятие «милосердие» характеризо-
вали одну из ведущих добродетелей. После крещения Ру-
си благотворительность быстро развивалась даже в госу-
дарственных структурах.
Узаконив христианскую веру,
св. кн. Владимир
столкнулся с необходимостью разделить полномочия меж-
ду светской и церковной властью, что вынудило князя
задуматься о тех, кого прежде он обходил своим внима-
нием. Сироты, вдовы, калеки, люди больные и немощные
едва ли представляли интерес для бесстрашного воителя,
но в крещеном Киеве о них кому-то полагалось заботить-
ся.