сердия кокетничает с офицером, договаривается с ним о сви-
дании, на котором ей удается убить его и вытащить ценные
бумаги. Раненая, она доставляет бумаги своему начальству.
Сестра показана как активный персонаж, преодолевающий
предначертанные профессией границы.
Таким образом, отчетливо проявилась тенденция сниже-
ния и десакрализации образа сестры милосердия. В западной
традиции образ постепенно перешел из мифологизированного
сакрального пространства житий в реалистическое простран-
ство литературы Нового времени. Жанровое разнообразие про-
изведений о сестрах милосердия во французской и английской
литературах существовало уже в XIX веке, тогда же начались
эксперименты в изображении сестер милосердия, когда отри-
цалась положительная составляющая образа либо он понимал-
ся символически. В русской литературе дискредитация образа
сестры милосердия происходит в конце Первой мировой вой-
ны и в гражданскую войну.
Как мы показали, изображение сестры милосердия, огра-
ниченное ее деятельностью в рамках профессии, делает ее
главной героиней только в произведениях массовой литерату-
ры. В XX веке это приводит к тому, что сестры милосердия
становятся главными героинями приключенческих, детектив-
ных, порнографических произведений (как в литературе, так и
в визуальной культуре). В произведениях «большой» литерату-
ры сестринство является лишь одной из граней образа, этапом
в жизни героини, которая оказывается больше этой профес-
сии. Таким образом, в двух этих разнонаправленных явлениях
происходит раздвигание границ образа (преодолевается его
замкнутость в профессии) и границ жанра, в котором перво-
начально писались истории о сестрах милосердия.
Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Рос-
сийского научного фонда
(проект №14-18-02709)
ЛИТЕРАТУРА
[1] В. Б. Среди журналов. [Женщины на войне] // Вестник
Красного Креста. – 1916. № 3. – С. 1094–1097.
[2] В.Б. Среди журналов. Образ сестры милосердия в изо-
бражении современного поэта // Вестник Красного Креста. –
1916. № 1. – С. 383–386.