ры милосердия, а показывает становление девушки. Дэзи идет
в сестры милосердия, руководствуясь модой, ориентацией на
своих подруг, подходящим костюмом. Она думает о внешнем
виде, о том, как о ней будут говорить. Но реальная работа се-
строй моментально сметает всю пыль с ее мыслей. Она поры-
вает с прежним окружением. Сестринское дело становится для
героини началом новой жизни, нового миропонимания. Через
реальную работу она преодолевает стереотипы восприятия
этой профессии, раскрывает в себе новые чувства: нежность,
счастье помогать людям.
***
Образ сестры милосердия стал традиционным символом
Первой мировой войны. Среди подобных символов можно упо-
мянуть казаков,
«которым приписывали массу блестящих под-
вигов»
(Л. Н. Войтоловский «Всходил кровавый Марс: по следам
войны»), но которые, по воспоминаниям мемуаристов, вели
себя на войне не лучшим образом: устраивали еврейские по-
громы, зверствовали, портили девок, трусили. В отношении
сестер милосердия разрыв между действительностью и худо-
жественным воплощением был не столь удручающ, но он был.
В Первую мировую войну идеальный образ сестры уже не
вполне соответствовал действительности. Как писал Щерби-
нин,
«сестра милосердия для фронтовиков стала символом
разврата»
[15, с. 404].
Постепенно и в литературу проникает взгляд на сестру ми-
лосердия не как на святую, а как на обычного человека, у ко-
торого могут быть недостатки. Со второй половины войны на-
чинается изображение отрицательных черт характера кон-
кретных сестер. Например, подвергается сомнению бескоры-
стность и чистота побуждений сестер:
«Им обязательно нужно
заслужить похвалу… «Вот, мол, я какая святая… Была ба-
рышней-белоручкой, а теперь гнойные раны перевязываю…
<…> Льстит самолюбию видеть свой портрет в газетах, хо-
дить с грудью, украшенной медалями…»
[13, с. 2]. Сестры изо-
бражаются флиртующими, устраивающими сцены ревности,
ссорящимися друг с другом [7].
Но опошление и эротизация образа сестры милосердия
проявились прежде всего в фольклоре и художественных от-
крытках, не попав в литературу [6, с. 332–342]. Б. Колоницкий