Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  64 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 64 / 88 Next Page
Page Background

ры милосердия, а показывает становление девушки. Дэзи идет

в сестры милосердия, руководствуясь модой, ориентацией на

своих подруг, подходящим костюмом. Она думает о внешнем

виде, о том, как о ней будут говорить. Но реальная работа се-

строй моментально сметает всю пыль с ее мыслей. Она поры-

вает с прежним окружением. Сестринское дело становится для

героини началом новой жизни, нового миропонимания. Через

реальную работу она преодолевает стереотипы восприятия

этой профессии, раскрывает в себе новые чувства: нежность,

счастье помогать людям.

***

Образ сестры милосердия стал традиционным символом

Первой мировой войны. Среди подобных символов можно упо-

мянуть казаков,

«которым приписывали массу блестящих под-

вигов»

(Л. Н. Войтоловский «Всходил кровавый Марс: по следам

войны»), но которые, по воспоминаниям мемуаристов, вели

себя на войне не лучшим образом: устраивали еврейские по-

громы, зверствовали, портили девок, трусили. В отношении

сестер милосердия разрыв между действительностью и худо-

жественным воплощением был не столь удручающ, но он был.

В Первую мировую войну идеальный образ сестры уже не

вполне соответствовал действительности. Как писал Щерби-

нин,

«сестра милосердия для фронтовиков стала символом

разврата»

[15, с. 404].

Постепенно и в литературу проникает взгляд на сестру ми-

лосердия не как на святую, а как на обычного человека, у ко-

торого могут быть недостатки. Со второй половины войны на-

чинается изображение отрицательных черт характера кон-

кретных сестер. Например, подвергается сомнению бескоры-

стность и чистота побуждений сестер:

«Им обязательно нужно

заслужить похвалу… «Вот, мол, я какая святая… Была ба-

рышней-белоручкой, а теперь гнойные раны перевязываю…

<…> Льстит самолюбию видеть свой портрет в газетах, хо-

дить с грудью, украшенной медалями…»

[13, с. 2]. Сестры изо-

бражаются флиртующими, устраивающими сцены ревности,

ссорящимися друг с другом [7].

Но опошление и эротизация образа сестры милосердия

проявились прежде всего в фольклоре и художественных от-

крытках, не попав в литературу [6, с. 332–342]. Б. Колоницкий