отмечает популярность образа медицинской сестры на пас-
хальных открытках, в виде
«радостных и кокетливых, порой
эротичных красоток в форме Красного Креста, целующих ра-
неных воинов в день светлого праздника»
[6, с. 277].
Только в прозе о гражданской войне поведение сестер ми-
лосердия откровенно дискредитируется. Они становятся без-
отказными в сексуальном плане. Здесь мы находим отзвуки
французской традиции, подчеркивающей главное качество
сестры милосердия и – любовь к людям, – с тем отличием, что
в западной традиции эта тема появилась уже с середины XIX
века. Сопоставление в итоге приводит к полному слиянию об-
разов. Конечно, это не становится единственно возможной
трактовкой образа, скорее оставаясь на грани эксперимента.
Амбивалентность образа сестры милосердия проявляется в
«Разгроме» А. Фадеева. Сестра Варя, испытывающая
«большущую любовь к людям»,
нежно заботящаяся о раненых,
вместе с тем
«блудливая», «не может никому отказать».
Таким
образом, реализуется идеальное мужское противоречивое
представление о сестре милосердия как ангеле и подруге вои-
на.
В «Конармии» И. Бабеля образ сестры также сочетает в се-
бе противоречивые качества. Внутри произведения она дейст-
вует как положительный персонаж, полноправный товарищ
военных. Напротив, для читателя это образ негативный. Жен-
ственность образа дискредитируется изображением внешно-
сти и поведения сестры:
«Тело Сашки, цветущее и вонючее,
как мясо только что зарезанной коровы, заголилось, подняв-
шиеся юбки открыли ее ноги эскадронной дамы, чугунные
стройные ноги»,
она ведет себя по-солдатски (вульгарна, руга-
ется). Но сестра сохраняет внутреннюю женственность: кро-
тость, готовность прийти на помощь, заботливость. У Бабеля
появляется табуированная прежде тема сексуальной эксплуа-
тации сестер милосердия. Сашка сожительствует с одним из
военных, когда же тот умирает, ей суждено
«снова под всем эс-
кадроном хлопотать».
Бабель снимает с образа сестры милосердия еще одно табу
русской литературной традиции. В его рассказе «Измена» сест-
ры – изменницы, которые напоили раненых красноармейцев
сонным порошком, а затем обезоружили их и отняли одежду.
В западной традиции типичность и традиционность образа
сестры милосердия послужили тому, что применение его не-