Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  65 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 65 / 88 Next Page
Page Background

отмечает популярность образа медицинской сестры на пас-

хальных открытках, в виде

«радостных и кокетливых, порой

эротичных красоток в форме Красного Креста, целующих ра-

неных воинов в день светлого праздника»

[6, с. 277].

Только в прозе о гражданской войне поведение сестер ми-

лосердия откровенно дискредитируется. Они становятся без-

отказными в сексуальном плане. Здесь мы находим отзвуки

французской традиции, подчеркивающей главное качество

сестры милосердия и – любовь к людям, – с тем отличием, что

в западной традиции эта тема появилась уже с середины XIX

века. Сопоставление в итоге приводит к полному слиянию об-

разов. Конечно, это не становится единственно возможной

трактовкой образа, скорее оставаясь на грани эксперимента.

Амбивалентность образа сестры милосердия проявляется в

«Разгроме» А. Фадеева. Сестра Варя, испытывающая

«большущую любовь к людям»,

нежно заботящаяся о раненых,

вместе с тем

«блудливая», «не может никому отказать».

Таким

образом, реализуется идеальное мужское противоречивое

представление о сестре милосердия как ангеле и подруге вои-

на.

В «Конармии» И. Бабеля образ сестры также сочетает в се-

бе противоречивые качества. Внутри произведения она дейст-

вует как положительный персонаж, полноправный товарищ

военных. Напротив, для читателя это образ негативный. Жен-

ственность образа дискредитируется изображением внешно-

сти и поведения сестры:

«Тело Сашки, цветущее и вонючее,

как мясо только что зарезанной коровы, заголилось, подняв-

шиеся юбки открыли ее ноги эскадронной дамы, чугунные

стройные ноги»,

она ведет себя по-солдатски (вульгарна, руга-

ется). Но сестра сохраняет внутреннюю женственность: кро-

тость, готовность прийти на помощь, заботливость. У Бабеля

появляется табуированная прежде тема сексуальной эксплуа-

тации сестер милосердия. Сашка сожительствует с одним из

военных, когда же тот умирает, ей суждено

«снова под всем эс-

кадроном хлопотать».

Бабель снимает с образа сестры милосердия еще одно табу

русской литературной традиции. В его рассказе «Измена» сест-

ры – изменницы, которые напоили раненых красноармейцев

сонным порошком, а затем обезоружили их и отняли одежду.

В западной традиции типичность и традиционность образа

сестры милосердия послужили тому, что применение его не-