русско-японскую войну, образ сестры становится в сознании
умирающего героя одним из признаков продолжающейся жиз-
ни.
Изображение женщины как символа мира, носителя жиз-
ни, становится топосом военной литературы. Женское начало
враждебно войне, оно отрицает бессмысленные разрушения и
убийства. Об этом встречаем в рассказе И. Ясинского, где се-
стра примиряет бывших дуэлянтов, являясь при этом объек-
том их распри:
«Смерть должна быть побеждена жизнью. <…>
Жизнь восторжествует»
[16, с. 3]. Видимо, непроговоренность
этой темы в начале Первой мировой войны также была вызва-
на противоречием ее официальному настрою на войну. Ко вто-
рой половине войны, когда распространяются пацифистские
настроения, тема победы жизни над смертью все более осозна-
ется беллетристами.
Интересно преломляется тема женщины – олицетворения
жизни в мистерии Н. Минского «Лики войны». Поэт обращает-
ся к Богу с горячей молитвой, требуя разъяснить человеческую
природу, почему люди объединяются не на почве любви, а на
почве ненависти, идут на войну. Спаситель, не отвечая Поэту,
спускается с креста и касается рукой трех женщин, спящих
подле. Женщины оказываются сестрами милосердия, они спа-
сают как своих, так и врагов. Здесь сталкиваются поэтическое
и обыденное восприятие. В воображении Поэта это снова ан-
гельский образ:
«Вы, милосердная сестра. Вы, женщина, одна
из тех, кого он коснулся своей рукой»
[8, с. 70]. А девушка обос-
новывает свое решение тем, что ей к лицу костюм сестры ми-
лосердия
: «Как только я надела его и посмотрела на себя в
зеркало, я поняла, что ни в какие военные отряды не пойду,
что быть мне сестрой, что только к этому призванию я год-
на и только о нем всегда мечтала»
[8, с. 71]. О равенстве сест-
ры своему костюму писалось и во французских произведени-
ях:
«Сестра милосердия неотделима от этого одеяния. <…>
Мы находим удовольствие, уродуя женщину, делая ее сестрой
милосердия»
[20, с. 380], но в русской литературе появляется
положительная его оценка. Таким образом, поэтическая идеа-
лизация образа сестры милосердия разоблачается уже внутри
художественного текста, где она присутствует.
Даже ирония по отношению к сестрам милосердия оказы-
вается в произведении, в конце концов, добродушной. Юмо-
ристка Н. Тэффи в рассказе «Дэзи» не высмеивает образ сест-