Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  63 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 63 / 88 Next Page
Page Background

русско-японскую войну, образ сестры становится в сознании

умирающего героя одним из признаков продолжающейся жиз-

ни.

Изображение женщины как символа мира, носителя жиз-

ни, становится топосом военной литературы. Женское начало

враждебно войне, оно отрицает бессмысленные разрушения и

убийства. Об этом встречаем в рассказе И. Ясинского, где се-

стра примиряет бывших дуэлянтов, являясь при этом объек-

том их распри:

«Смерть должна быть побеждена жизнью. <…>

Жизнь восторжествует»

[16, с. 3]. Видимо, непроговоренность

этой темы в начале Первой мировой войны также была вызва-

на противоречием ее официальному настрою на войну. Ко вто-

рой половине войны, когда распространяются пацифистские

настроения, тема победы жизни над смертью все более осозна-

ется беллетристами.

Интересно преломляется тема женщины – олицетворения

жизни в мистерии Н. Минского «Лики войны». Поэт обращает-

ся к Богу с горячей молитвой, требуя разъяснить человеческую

природу, почему люди объединяются не на почве любви, а на

почве ненависти, идут на войну. Спаситель, не отвечая Поэту,

спускается с креста и касается рукой трех женщин, спящих

подле. Женщины оказываются сестрами милосердия, они спа-

сают как своих, так и врагов. Здесь сталкиваются поэтическое

и обыденное восприятие. В воображении Поэта это снова ан-

гельский образ:

«Вы, милосердная сестра. Вы, женщина, одна

из тех, кого он коснулся своей рукой»

[8, с. 70]. А девушка обос-

новывает свое решение тем, что ей к лицу костюм сестры ми-

лосердия

: «Как только я надела его и посмотрела на себя в

зеркало, я поняла, что ни в какие военные отряды не пойду,

что быть мне сестрой, что только к этому призванию я год-

на и только о нем всегда мечтала»

[8, с. 71]. О равенстве сест-

ры своему костюму писалось и во французских произведени-

ях:

«Сестра милосердия неотделима от этого одеяния. <…>

Мы находим удовольствие, уродуя женщину, делая ее сестрой

милосердия»

[20, с. 380], но в русской литературе появляется

положительная его оценка. Таким образом, поэтическая идеа-

лизация образа сестры милосердия разоблачается уже внутри

художественного текста, где она присутствует.

Даже ирония по отношению к сестрам милосердия оказы-

вается в произведении, в конце концов, добродушной. Юмо-

ристка Н. Тэффи в рассказе «Дэзи» не высмеивает образ сест-