чит голос, указывающий не просто на отрыв образа от реаль-
ных прототипов, но на его мифологизацию и схематичность, о
чем мы упоминали выше.
В Первую мировую войну идеализация образа сестры ми-
лосердия являлась одной из задач пропаганды. Этот образ все-
гда был призван воспитывать патриотические чувства читате-
лей, теперь он должен был напрямую продуцировать реаль-
ность. Вообще, героизация становится художественным прин-
ципом произведений, пишущихся во время войны. Такая лите-
ратура имеет насущную задачу – поднимать боевой дух наро-
да. Многие женщины и в реальности, и в беллетристике стано-
вятся сестрами, осознав необходимость отдать свой труд на
благо людям и стране.
Не столь характерный для военной литературы в целом,
образ сестры милосердия становится центральным в литерату-
ре, ориентированной на женщин [12]. Становясь сестрой ми-
лосердия, героиня обретает смысл своей жизни. В Первую ми-
ровую войну этот момент особо заостряется, хотя он был ак-
туален и раньше. Героиня Немировича-Данченко находит в
сестринском деле выход из своей неустроенной жизни
: «Война
вывела и ее на простор. Выручила»
(«Сестра Васильева. В серд-
це ударило»). У Вересаева читаем:
«Большинство сестер было
из среды тех девушек, которых так много во всех углах Руси:
кончили учиться, – а дальше что? Живи у родителей, давай
уроки, чтобы иметь деньги на карманные расходы, тупо ску-
чай и жди случая выйти замуж. В двадцать лет жизнь как
будто окончена. И вдруг вдали открывается яркий, жутко-
манящий просвет, где все так необычно, просторно и нескуч-
но»
(«На японской войне»). В Первую мировую войну тема вой-
ны как повода для обретения женщиной смысла жизни стано-
вится формулой массовой литературы. Впервые уход в сестры
милосердия становится распространенным и даже модным по-
ступком.
Для литературы, подверженной военной цензуре, сестра
милосердия привлекательна тем, что не участвует непосредст-
венно в военных действиях, то есть можно избежать упомина-
ния названий местечек, численности армии и оружия, что не-
пременно напрашивается в рассказ о войне. Важная черта, не
полностью осознанная писателями, – это оппозиция сестры
милосердия по отношению к войне, она не убивает, она спаса-
ет. В рассказе Вересаева «Исполнение земли», написанном в