Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  62 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 62 / 88 Next Page
Page Background

чит голос, указывающий не просто на отрыв образа от реаль-

ных прототипов, но на его мифологизацию и схематичность, о

чем мы упоминали выше.

В Первую мировую войну идеализация образа сестры ми-

лосердия являлась одной из задач пропаганды. Этот образ все-

гда был призван воспитывать патриотические чувства читате-

лей, теперь он должен был напрямую продуцировать реаль-

ность. Вообще, героизация становится художественным прин-

ципом произведений, пишущихся во время войны. Такая лите-

ратура имеет насущную задачу – поднимать боевой дух наро-

да. Многие женщины и в реальности, и в беллетристике стано-

вятся сестрами, осознав необходимость отдать свой труд на

благо людям и стране.

Не столь характерный для военной литературы в целом,

образ сестры милосердия становится центральным в литерату-

ре, ориентированной на женщин [12]. Становясь сестрой ми-

лосердия, героиня обретает смысл своей жизни. В Первую ми-

ровую войну этот момент особо заостряется, хотя он был ак-

туален и раньше. Героиня Немировича-Данченко находит в

сестринском деле выход из своей неустроенной жизни

: «Война

вывела и ее на простор. Выручила»

(«Сестра Васильева. В серд-

це ударило»). У Вересаева читаем:

«Большинство сестер было

из среды тех девушек, которых так много во всех углах Руси:

кончили учиться, – а дальше что? Живи у родителей, давай

уроки, чтобы иметь деньги на карманные расходы, тупо ску-

чай и жди случая выйти замуж. В двадцать лет жизнь как

будто окончена. И вдруг вдали открывается яркий, жутко-

манящий просвет, где все так необычно, просторно и нескуч-

но»

(«На японской войне»). В Первую мировую войну тема вой-

ны как повода для обретения женщиной смысла жизни стано-

вится формулой массовой литературы. Впервые уход в сестры

милосердия становится распространенным и даже модным по-

ступком.

Для литературы, подверженной военной цензуре, сестра

милосердия привлекательна тем, что не участвует непосредст-

венно в военных действиях, то есть можно избежать упомина-

ния названий местечек, численности армии и оружия, что не-

пременно напрашивается в рассказ о войне. Важная черта, не

полностью осознанная писателями, – это оппозиция сестры

милосердия по отношению к войне, она не убивает, она спаса-

ет. В рассказе Вересаева «Исполнение земли», написанном в