Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  66 / 88 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 66 / 88 Next Page
Page Background

обычайно широко. Она может стать как отрицательным (У.

Коллинз «Женщина в белом») либо сбившимся с праведного пу-

ти персонажем (Гюи-де-Россан «Прекрасная сестра милосер-

дия»), так и героиней комедии (Н.-П. Дюпор и Р. Шаплен «Две

сестры милосердия»), детективного романа (Г. Ален и А. Конан-

Дойль «Дело врача»).

В русской литературе происходит десакрализация образа,

образ-функция наполняется человеческими чертами. Оказыва-

ется, сестры могут руководствоваться не только чувством дол-

га, самоотверженности и сострадания к раненым, но и своими

личными побуждениями. Такой подход сохраняется и в после-

военных произведениях. Именно желание найти своего мужа

заставляет героиню «Доктора Живаго» Б. Пастернака Лару

стать сестрой милосердия. Гибель ребенка, вызвавшая разрыв

с мужем, побуждает пойти на фронт Дашу из «Хождения по

мукам» А. Толстого. Вообще, раскрытие этой темы в двух по-

следних примерах не выходит за границы уже известного в

массовой беллетристике образа. Однако мы видим несводи-

мость героинь к деятельности сестры милосердия, их жизнь и

временнó, и пространственно шире этой роли. У Ч. Диккенса

наблюдаем обратный пример, когда независимая, индивидуа-

лизированная героиня Маркиза, ставшая сестрой, чтобы уха-

живать за любимым, совершившая ради этого побег,

«уменьшается» в жену, платит своей независимостью, превра-

щаясь в типичную молодую леди [21, с. 241].

В жанровом отношении произведения о сестрах милосер-

дия неоднородны. В повести Л. Чарской «Сестра Марина» соче-

таются мотивы житий святых и детективного романа. Измене-

ние имени, необходимое для того, чтобы стать сестрой, побег

от родных, переносит повествование в пространство авантюр-

ного романа. Подобное происходит и в романе «Дело врача» Г.

Алена и А. Конан-Дойля, в рассказе Гюи-де-Россана

«Прекрасная сестра милосердия». Еще бóльшую свободу в

трактовке образа находим в кинематографе. В фильме Е. Бау-

эра «Слава – нам, смерть – врагам!» (1914) главная героиня

Ольга, жизнь которой

«отличалась необыкновенной легко-

стью»

, после ухода жениха на фронт Первой мировой войны

решает стать сестрой милосердия. Раненого жениха доставля-

ют в госпиталь, где она работает. Происходит та самая чудес-

ная встреча. Он умирает, она, жаждая отомстить, убегает во

вражеский госпиталь. Там под видом немецкой сестры мило-