обычайно широко. Она может стать как отрицательным (У.
Коллинз «Женщина в белом») либо сбившимся с праведного пу-
ти персонажем (Гюи-де-Россан «Прекрасная сестра милосер-
дия»), так и героиней комедии (Н.-П. Дюпор и Р. Шаплен «Две
сестры милосердия»), детективного романа (Г. Ален и А. Конан-
Дойль «Дело врача»).
В русской литературе происходит десакрализация образа,
образ-функция наполняется человеческими чертами. Оказыва-
ется, сестры могут руководствоваться не только чувством дол-
га, самоотверженности и сострадания к раненым, но и своими
личными побуждениями. Такой подход сохраняется и в после-
военных произведениях. Именно желание найти своего мужа
заставляет героиню «Доктора Живаго» Б. Пастернака Лару
стать сестрой милосердия. Гибель ребенка, вызвавшая разрыв
с мужем, побуждает пойти на фронт Дашу из «Хождения по
мукам» А. Толстого. Вообще, раскрытие этой темы в двух по-
следних примерах не выходит за границы уже известного в
массовой беллетристике образа. Однако мы видим несводи-
мость героинь к деятельности сестры милосердия, их жизнь и
временнó, и пространственно шире этой роли. У Ч. Диккенса
наблюдаем обратный пример, когда независимая, индивидуа-
лизированная героиня Маркиза, ставшая сестрой, чтобы уха-
живать за любимым, совершившая ради этого побег,
«уменьшается» в жену, платит своей независимостью, превра-
щаясь в типичную молодую леди [21, с. 241].
В жанровом отношении произведения о сестрах милосер-
дия неоднородны. В повести Л. Чарской «Сестра Марина» соче-
таются мотивы житий святых и детективного романа. Измене-
ние имени, необходимое для того, чтобы стать сестрой, побег
от родных, переносит повествование в пространство авантюр-
ного романа. Подобное происходит и в романе «Дело врача» Г.
Алена и А. Конан-Дойля, в рассказе Гюи-де-Россана
«Прекрасная сестра милосердия». Еще бóльшую свободу в
трактовке образа находим в кинематографе. В фильме Е. Бау-
эра «Слава – нам, смерть – врагам!» (1914) главная героиня
Ольга, жизнь которой
«отличалась необыкновенной легко-
стью»
, после ухода жениха на фронт Первой мировой войны
решает стать сестрой милосердия. Раненого жениха доставля-
ют в госпиталь, где она работает. Происходит та самая чудес-
ная встреча. Он умирает, она, жаждая отомстить, убегает во
вражеский госпиталь. Там под видом немецкой сестры мило-