ты, неграмотные, нищие, голодающие, погорельцы и другие
жертвы бедствий также не оказывались без внимания со сто-
роны Русской Православной Церкви. К ним можно еще при-
соединить заключенных и страдающих алкоголизмом. Несо-
мненно, милосердно-благотворительная деятельность Церкви
требовала хорошей организации, финансового и хозяйствен-
ного обеспечения. Осуществлялась она многочисленными бла-
готворительными обществами, комитетами помощи, попечи-
тельствами, существующими при церковно-приходских общи-
нах. Если же они находились при муниципальных органах
управления или других светских организациях, то Церковь
принимала активное участие в их работе.
В рамках благотворительных обществ при Русской Право-
славной Церкви открывались больницы и лечебницы для тяже-
лобольных, психически больных, инвалидов, где за ними уха-
живали сестры и братья милосердия из числа мирян или по-
слушников монастырей. В бесплатных столовых и чайных все
нуждающиеся могли получить питание. Помимо этого, сущест-
вовали церковно-приходские школы и производственные мас-
терские, в которых дети из бедных семей бесплатно обучались
грамоте и какому-нибудь ремеслу.
Финансирование благотворительной деятельности до Ок-
тябрьской революции осуществлялось из трех основных источ-
ников: 1) за счет государственных субсидий; 2) из вкладов об-
щественных организаций и 3) из пожертвований частных лип.
Сама Русская Православная Церковь делала большие пожерт-
вования на создание и содержание приютов, больниц, школ,
раздавала деньги нуждающимся. С другой стороны, в своих
проповедях православные священники, обращаясь к прихожа-
нам, постоянно говорили о необходимости их участия в мило-
сердно-благотворительной деятельности.
Одной из важных форм сбора пожертвований от частных
лиц в дореволюционной России были выпуск и продажа (при
непосредственном участии Русской Православной Церкви)
специальных благотворительных марок. Они представляли со-
бой своего рода квитанции, подтверждающие факт благотво-
рения. Формой отчетности и контроля за расходованием
средств были благотворительные боны – талоны, чеки, квитан-
ции, кредитные марки. По договоренности с владельцами ма-
газинов, лавок, столовых и чайных эти заменители денежных
знаков принимались в платежи за товары, продукты и услуги.