Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 122 Next Page
Page Background

ты, неграмотные, нищие, голодающие, погорельцы и другие

жертвы бедствий также не оказывались без внимания со сто-

роны Русской Православной Церкви. К ним можно еще при-

соединить заключенных и страдающих алкоголизмом. Несо-

мненно, милосердно-благотворительная деятельность Церкви

требовала хорошей организации, финансового и хозяйствен-

ного обеспечения. Осуществлялась она многочисленными бла-

готворительными обществами, комитетами помощи, попечи-

тельствами, существующими при церковно-приходских общи-

нах. Если же они находились при муниципальных органах

управления или других светских организациях, то Церковь

принимала активное участие в их работе.

В рамках благотворительных обществ при Русской Право-

славной Церкви открывались больницы и лечебницы для тяже-

лобольных, психически больных, инвалидов, где за ними уха-

живали сестры и братья милосердия из числа мирян или по-

слушников монастырей. В бесплатных столовых и чайных все

нуждающиеся могли получить питание. Помимо этого, сущест-

вовали церковно-приходские школы и производственные мас-

терские, в которых дети из бедных семей бесплатно обучались

грамоте и какому-нибудь ремеслу.

Финансирование благотворительной деятельности до Ок-

тябрьской революции осуществлялось из трех основных источ-

ников: 1) за счет государственных субсидий; 2) из вкладов об-

щественных организаций и 3) из пожертвований частных лип.

Сама Русская Православная Церковь делала большие пожерт-

вования на создание и содержание приютов, больниц, школ,

раздавала деньги нуждающимся. С другой стороны, в своих

проповедях православные священники, обращаясь к прихожа-

нам, постоянно говорили о необходимости их участия в мило-

сердно-благотворительной деятельности.

Одной из важных форм сбора пожертвований от частных

лиц в дореволюционной России были выпуск и продажа (при

непосредственном участии Русской Православной Церкви)

специальных благотворительных марок. Они представляли со-

бой своего рода квитанции, подтверждающие факт благотво-

рения. Формой отчетности и контроля за расходованием

средств были благотворительные боны – талоны, чеки, квитан-

ции, кредитные марки. По договоренности с владельцами ма-

газинов, лавок, столовых и чайных эти заменители денежных

знаков принимались в платежи за товары, продукты и услуги.