Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 122 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 122 Next Page
Page Background

преимущественно сирот, содержание которых осуществлялось

за счет существующего при доме банка, части чистой прибы-

ли.

В XIX веке появляются женские общины, представляющие

переходные формы от мирской жизни к монашеской. В тече-

ние XIX столетия было основано около 100 общин, образован-

ных преимущественно при приходских церквах в виде богаде-

лен, существование которых обеспечивалось подаянием прихо-

жан. Большинство из этих общин было возведено в ранг мона-

стырей,

обязательно

занимающихся

милосердно-

благотворительной деятельностью.

В 1864 году Александром II было принято законодательст-

во о церковных братствах и церковно-приходских попечитель-

ствах, допускавшее и регламентировавшее церковную благо-

творительность. С 1866 года учреждение при монастырях бла-

готворительных и воспитательных заведений сделалось обяза-

тельным для каждой вновь открываемой обители. В указе обер

-прокурора Синода графа Л. А. Толстого от 6 апреля 1866 года

учредителям монастырей предлагалось "

соединить с удобства-

ми монашеской жизни цель благотворительную или воспита-

тельную

". По этому указу в период с 6 апреля 1866 года по

1869 год было учреждено 10 монастырей со школами, бога-

дельнями и приютами. С 1870 года по 1886 год было учрежде-

но 37 монастырей, занимающихся благотворительностью. В

1889 году при приходских храмах было 660 богаделен и 480

больниц.

В 1882 году святым праведным Иоанном Кронштадтским

был построен "Дом Трудолюбия", получивший известность как

просветительно-благотворительное учреждение, которое дава-

ло каждому возможность получать помощь не как подаяние, а

как награду за известный труд. Целью этого дома призрения

было стимулирование трудовой деятельности, что не достига-

лось, как правило, частной милостыней. В таком "Доме Трудо-

любия" протоиерей Иоанн Кронштадтский разместил благотво-

рительные учреждения, в которых неимущие не только работа-

ли, но и учились, лечились, могли отдыхать, получать пособия,

ночлежный приют и т. д. Здесь была предпринята попытка за-

менить милостыню коллективным трудом самих нуждающих-

ся, самообеспечением, заменить чувство жалости на сострада-

ние, что явилось важным шагом на пути институционализа-

ции социального служения Русской Православной Церкви.