преимущественно сирот, содержание которых осуществлялось
за счет существующего при доме банка, части чистой прибы-
ли.
В XIX веке появляются женские общины, представляющие
переходные формы от мирской жизни к монашеской. В тече-
ние XIX столетия было основано около 100 общин, образован-
ных преимущественно при приходских церквах в виде богаде-
лен, существование которых обеспечивалось подаянием прихо-
жан. Большинство из этих общин было возведено в ранг мона-
стырей,
обязательно
занимающихся
милосердно-
благотворительной деятельностью.
В 1864 году Александром II было принято законодательст-
во о церковных братствах и церковно-приходских попечитель-
ствах, допускавшее и регламентировавшее церковную благо-
творительность. С 1866 года учреждение при монастырях бла-
готворительных и воспитательных заведений сделалось обяза-
тельным для каждой вновь открываемой обители. В указе обер
-прокурора Синода графа Л. А. Толстого от 6 апреля 1866 года
учредителям монастырей предлагалось "
соединить с удобства-
ми монашеской жизни цель благотворительную или воспита-
тельную
". По этому указу в период с 6 апреля 1866 года по
1869 год было учреждено 10 монастырей со школами, бога-
дельнями и приютами. С 1870 года по 1886 год было учрежде-
но 37 монастырей, занимающихся благотворительностью. В
1889 году при приходских храмах было 660 богаделен и 480
больниц.
В 1882 году святым праведным Иоанном Кронштадтским
был построен "Дом Трудолюбия", получивший известность как
просветительно-благотворительное учреждение, которое дава-
ло каждому возможность получать помощь не как подаяние, а
как награду за известный труд. Целью этого дома призрения
было стимулирование трудовой деятельности, что не достига-
лось, как правило, частной милостыней. В таком "Доме Трудо-
любия" протоиерей Иоанн Кронштадтский разместил благотво-
рительные учреждения, в которых неимущие не только работа-
ли, но и учились, лечились, могли отдыхать, получать пособия,
ночлежный приют и т. д. Здесь была предпринята попытка за-
менить милостыню коллективным трудом самих нуждающих-
ся, самообеспечением, заменить чувство жалости на сострада-
ние, что явилось важным шагом на пути институционализа-
ции социального служения Русской Православной Церкви.